Строительство нового храма


Газета благочиния "Православное Ступино"

"Святой Источник"


Фотогалерея

IMG_8339 рр

15

7

Новости

Место Памяти, Размышления и Покаяния (Паломничество на Бутовский полигон) 10 Января 2010

Место Памяти, Размышления и Покаяния (Паломничество на Бутовский полигон)

Если бы можно было представить себе ландшафт в некоей зримой ретроспективе, например в кино, то огромное число уголков именно нашей родины в течение последних 100 лет изменилось настолько и такое количество раз, что было бы непросто поверить в то, что это – один и тот же ландшафт.

Речь, безусловно, не идет о тех случаях, когда изменения вызваны чем-то естественным: ростом города, строительством плотины и тому подобным. Речь о том, когда и изменений-то особых не происходит, однако с течением времени ландшафт делается совершенно непохожим на себя. Сам на себя неналожимым. Прежде всего - по духу. Это, конечно, связано с драмой нашей истории, ибо тот же Соловецкий монастырь — это нечто совершенно противоположное Соловецкому лагерю особого назначения, размещавшемуся в его же стенах. Таких «перевоплощений» по стране — сотни. Нет нужды далеко ездить, чтобы в этом убедиться. Но одно место потрясло меня особенно — это Бутовский полигон километрах в семи на юг от современной Московской кольцевой дороги.

В России нет, наверное, другого места, подобного Бутову. Антиминсом русской земли называют Бутовский полигон. Земля этого места пропитана кровью мучеников и освящена их мощами. В памятные даты службы проходят на улице, а антиминсом служит эта священная земля. Здесь не только место великой трагедии России, но и место великой славы русского Православия. Здесь отверзлись врата адовы, но не смогли одолеть Церковь Христову (Мф.16.18). «Полигон в Бутове, - по словам Святейшего Патриарха Алексия II, - стал одним из символов страждущей России, нашей национальной Голгофой... Страницы следственных дел этих подвижников являют свидетельство несокрушимой веры. Ни пытки, ни угрозы, ни страх смерти не смогли заставить их отречься или похулить Церковь, не смогли отлучить их «от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим.8.39)

Побывать на этой святой земле мне посчастливилось накануне светлого Рождества Христова в составе экскурсионной группы, основу которой, по благословению благочинного церквей Ступинского округа Московской епархии священника Александра Крали, составили слушатели Богословских курсов при церкви Всех святых в земле Российской просиявших г. Ступино, сотрудники и воспитанники Центра «Армеец» и представители Ступинского районного отделения ООД «Россия православная». Символично, что паломническую поездку возглавил священник Георгий Шмарин. Это, как мне кажется, промыслительно еще и тем, что из 18 новомучеников и исповедников Ступинских, в храме которых еженедельно служит отец Георгий, 11 человек кончили свой земной путь именно здесь - на русской Голгофе.

Рядом с храмом Воскресения Христова и новомучеников и исповедников российских, рядом с огромным крестом, у подножия которого нас встретил экскурсовод этого исторического комплекса Анатолий, есть длинный зеленый забор с колючей проволокой. Кажется, что там, за забором, то ли тюрьма, то ли казарма. Возле небольших ворот табличка «Бутовский полигон». Забор бы я, проезжая мимо, заметил, ворота и табличку уже вряд ли.

За ним – большое заснеженное поле, огороженное зеленым забором с колючей проволокой. Разделенные мокрыми дорожками – широкие и очень длинные сугробы. Немного молодых деревьев. Те, что постарше – растут кучками, как бы сгрудившись вместе – почему-то только здесь, на Полигоне. Оказывается, что деревья растут только по периметру забора, а внутри несколько гектаров засыпанной снегом земли. Земля почти ровная, иногда только по ней волнами идут едва заметные холмы в несколько десятков метров длиной. Всего их несколько – прямых и изогнутых. Это могилы. Гигантские могилы, вырытые экскаватором, в которых покоятся десятки тысяч тут же расстрелянных людей. Снаружи все спокойно и умиротворенно – чистый белый снег, светлое небо. А внутри – свалены в кучу, друг на друга, без гробов, останки мужчин и женщин, отцов и матерей, братьев и сестер, дочерей и сынов. Тех, что увозили ночью навсегда из родного дома «воронки». Наш сопровождающий говорит, что эти холмы появились здесь совсем недавно.

- Мы сделали эти холмы. Надо было дать понять,— говорит он,— что здесь были расстреляны и похоронены все эти люди. Вот здесь. И здесь. И здесь.

- И здесь? — спрашиваю я и показываю себе под ноги.

- Да, - говорит он, - тут везде.

И начался страшный рассказ о человеческом беззаконии тридцатых годов, о плане по уничтожению Православия. В планах безбожных властей, строящих новое, как им казалось, атеистическое государство, значилось, что к 1 мая 1937 года «имя Бога должно быть забыто по всей территории СССР». Перепись населения тех лет показала, что 80 процентов в анкете, в графе отношения к религии написали ПРАВОСЛАВНЫЙ. Новая власть была в шоке. Колоссальная работа по уничтожению Церкви, проводившаяся с первых дней советской власти, не дала ожидаемых результатов. В 1937 году началось новое тотальное наступление на Церковь и верующих. Сталин дает распоряжение Ежову об издании Указа о врагах народа. Был составлен план, в котором конкретно указывалось, сколько и где нужно уничтожить этих врагов. И план начали усердно исполнять, и не только исполнять, но перевыполнять. Так стали появляться места страданий, не только в Бутово.

Ты идешь по дорожке, расчищенной в сугробах, и понимаешь, что то, что ты сейчас чувствуешь, и называется: земля горит под ногами. Не прикасаться к ней, не топтать ее — вот все, что сейчас от тебя требуется. Мороз по коже пробирает не только от минусовой температуры, когда ходишь над останками несметного числа подобных тебе, над населением среднего города, закопанным на относительно небольшом клочке земли. Невольно начинаешь размышлять о смысле жизни. Зачем жили на белом свете эти ученые и железнодорожники, писатели и крестьяне, солдаты и священники? О чем думали они, глядя в дуло винтовки? Об оставшихся дома родных, которые рано или поздно тоже умрут? Об открытиях и идеях, книгах и картинах, авторов которых скоро забудут?

Нам трудно представить какие страдания пришлось пережить русскому народу в период репрессий и только вера в Бога и упование на Его милосердную помощь помогала выжить в то страшное время.

«Количество жертв, расстрелянных и захороненных на территории бывшей усадьбы «Космодемьянское-Дрожжино» - объекте НКВД «Бутово» с 08 августа 1937 года по 19 октября 1938 года составило 20765 человек, и среди них около тысячи священно и церковнослужителей, казненных за Веру и Церковь Христову, - отмечает экскурсовод. - Это только те, про кого мы точно знаем, что он проходил по церковным делам. Здесь лежит один из первых русских летчиков Н.Н. Данилевский, правнук М.И. Кутузова, представители многих знаменитых русских дворянских родов, труппа одного прибалтийского театра в полном составе... Здесь люди шестидесяти национальностей, греки, японцы, немцы... эфиоп есть… Единственная вина многих из них заключалась в «неподходящей» национальности или месте рождения. Больше всего на Бутовском полигоне погребено простых крестьян, часто малограмотных или совсем неграмотных. Порой их расстреливали целыми семьями; хватали, чтобы выполнить план, из какой-нибудь одной деревни 15-18 человек. Был случай, когда здесь расстреляли мальчика двенадцати лет. Разрешалось расстреливать только с пятнадцати, и мальчику приписали в документах три лишних года. И расстреляли бабушку, которой было далеко за семьдесят, и тоже непонятно за что. («Может, она олицетворяла какое-то нравственное начало в своей деревне?!» – молча, в тот миг предположил я).

Это была машина, конвейер расстрелов. Мы должны помнить стойкость тех, кто отдал свою жизнь за веру. И ведь не только духовенство расстреливали! Сколько людей в разных областях погибло в те страшные, тяжелые годы! Забывать то время нельзя, его нужно помнить, это наша история.

После войны расстрелы на полигоне прекратились. Территорию стали использовать для захоронения умерших, либо казненных в Московских тюрьмах. В середине 50-х годов спецзону ликвидировали, места захоронения обнесли забором с колючей проволокой, а на краях полигона, где не было захоронений, силами военнопленных возвели дачный поселок для сотрудников КГБ. Территория строго охранялась. Кроме чекистов, здесь никто не бывал. Впервые ворота Бутовского полигона открылись для родственников погибших 7 июня 1993 года. Осенью того же года была установлена мемориальная плита. В 1995 году территорию Бутовского полигона передали Русской Православной Церкви.

- Как отдали?

- Это произошло чудесным образом,— пожимает Анатолий плечами. - Вот так - отдали, и все. Так бывает. Мы сами были удивлены.

Он показывает, как отдали, толкая руками от себя сырой воздух; толкает, словно избавляясь от какого-то ненужного и даже опасного груза. «Пока мы не поставили здесь крест, - говорит экскурсовод, - люди вокруг держались подальше от этого места, говорили, что здесь невозможно было простоять даже минуту, становилось плохо до невыносимости просто, ужас живых людей сковывал. А после того как поставили крест, стало все-таки не так жутко тут находиться».

«Говорят, расстрельная команда на всю Москву состояла из десяти человек,— продолжает Анатолий.— Они тут в основном и работали. В день до пятисот человек расстреливали. А потом водитель, который еще недавно был жив, рассказывал нам, что как-то привез людей для исполнения приговора, на расстрел, а во рву вся расстрельная команда лежит. Он, понимаете, увидел их всех лежащими во рву! На него это произвело сильное впечатление».

Из достоверных источников известно, что в свое время в Бутово с помощью бульдозера были вырыты два карьера, чуть позже до краев заполнившиеся водой. Многих, получивших здесь пулю в затылок, даже не забрасывали землей - просто сталкивали в новоявленные пруды. Сейчас в этих водоемах в теплое время года стоит прозрачная чистая вода.

Канонизация святых бутовских мучеников происходила и происходит постепенно. Первым к лику святых решением Архиерейского Собора 1997 года был причислен священномученик Серафим, митрополит Петроградский, возглавивший Собор бутовских новомучеников. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года были прославлены в общем сонме новомучеников и исповедников Российских еще 129 человек. Следуя постановлению Собора, комиссия по канонизации продолжила свою работу и продолжает ее по сей день. Поэтому Собор новомучеников и исповедников Российских, включающий в себя и сонм Бутовских новомучеников, постепенно пополняется новыми именами святых, в том числе и ступинскими.

К настоящему времени к лику святых причислены более трехсот новомучеников, в Бутове пострадавших. Среди них 6 архиереев, множество священнослужителей, монашествующие и миряне, верные чада Русской Православной Церкви. Такого сонма святых, почивающих в едином месте, нет более нигде на территории России.

Мы идем с ним от креста, к которому сходятся несколько линий холмов, к небольшой деревянной церкви на территории полигона, построенной в 1995-1996 годах (автор проекта – архитектор Д.А. Шаховской, чей отец расстрелян в Бутово) и освященной 11 декабря 1996 года в день памяти митрополита Серафима (Чичагова) - воина и писателя, медика и живописца, монаха и композитора. Именно благодаря тому, что здесь совершается Бескровная Жертва и произошло изменение духовной обстановки на полигоне.

«Местные жители, - продолжает свой рассказ Анатолий, - свидетельствуют о том, что это место отталкивало от себя людей. Даже мальчишки не лазили на территорию захоронений, огороженную забором, за яблоками, хотя там достаточно хороший яблоневый сад. А предпочитали лазить в сады по дачам, которые окружают территорию захоронения. Сейчас, опять же по свидетельству и местных жителей и родственников пострадавших, которые приезжают на полигон, это место действительно стало светлым, хотя и скорбным. Очень важно то, что это место стало известно всему миру. Сейчас сюда приезжают паломники не только из Москвы, и не только из России, но и из других стран. Например, приезжала родственница одного из пострадавших из Бразилии. Затем в одной из центральных бразильских газет была опубликована статья на целый разворот о Бутовском полигоне».

В память о новомучениках, исповедниках и всех безвинно пострадавших в ХХ веке и расстрелянных в Бутово и других спецобъектах НКВД, отец Георгий отслужил панихиду.

Под впечатлениями от увиденного мы возвращаемся к большому Поклонному Кресту, которой был установлен 7 августа 2007 года. Высота креста с голубцом — 12,5 м, ширина — 7,6 м, изготовлен он из сибирского кедра, сосны и кипариса в Кресторезной палате Соловецкого ставропигиального Спасо-Преображенского монастыря мастером Георгием, и перенесен в Москву в рамках Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы» крестным ходом, связавшим две Русские Голгофы - Соловецкий лагерь и Бутовский полигон. Так вакууму беспамятства и безразличия усилиями высокодуховных людей был противопоставлен яркий и узнаваемый символ. Крест, который, пройдя по местам страданий, вобрал в себя боль человеческую и силою Распятого и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа освятил нашу землю.

Рядом с Поклонным Крестом, сверкая золотыми куполами, возведен белый большой каменный шатровый пятикупольный храм Новомучеников и Исповедников Российских. Он был построен фактически за два года и освящен в мае 2007 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром. «В этом храме будут поминать Царственных страстотерпцев, новомучеников и исповедников, пострадавших за веру, - отметил в тот день Святейший. - Главный престол храма освящается в честь Воскресения Христова, потому что те, кто пострадал здесь, веровали в светлое Воскресение Христово, которым роду человеческому дарована жизнь вечная, что давало силы новомученикам совершить их подвиг».

Мы спускаемся в нижний храм в цокольном этаже. Над Царскими вратами храма находится икона Спасителя, которая принадлежала священномученику Сергию (Кедрову). Двенадцать больших икон по стенам – по числу месяцев, по числу Апостолов Христа. На каждой – святые. Это слово, «святой», ассоциируется у нас с глубокой древностью, с нетленными мощами, исцелениями и чудесами. А тут – три с лишним сотни наших святых прадедушек и прабабушек. Точно так же слышащих наши молитвы, как и древние чудотворцы, точно так же помогающих всем просящим с верой. По крупицам собираются и выставляются их вещи, иконы, молитвословы. Все делается трудами родственников святых. Настоятелем является внук священномученика Владимира (Амбарцумова) - священник Кирилл Каледа, когда-то приехавший в Бутово молодым геологом взглянуть, где похоронен его дед. В храме также расположен своеобразный музей памяти пострадавших – реликварий.

Во время раскопа 1997 года были подняты из захоронения некоторые вещи. На останках лежали кучи мусора, ботинки и другие предметы явно принадлежащие осужденным. «Часть этих вещей, - говорит Анатолий, - мы подняли из раскопа, и сейчас эти вещи выставлены в двух витринах при входе в каменный храм на первом этаже. Там размещены и фотографии расстрелянных, сохраненные бездушной канцелярской машиной. Рассказывают, что в случае отсутствия фото в документах привезенных на расстрел людей отправляли назад на Лубянку, фотографировали и везли опять сюда, на этот раз - в последний путь.

В настоящее время Бутовский полигон — это не только первый памятник истории такого рода, переданный Церкви, это единственный мемориальный комплекс памяти жертв сталинского террора, где в основу концепции положены научно описанные традиции отечественной мемориальной культуры. Это место святое и трагическое. Святое – потому что более трехсот человек, погибших там, прославлены в лике святых как новомученики и исповедники. А трагическое – потому что десятки тысяч людей нашли здесь свою смерть, и где мы вновь переживаем ужас свершившейся трагедии. Но это еще и место Памяти, Размышления и Покаяния – одно из важнейших в культурном и духовном ландшафте Подмосковья, а может быть, и всей России.

Я глубоко убежден, что Бутово должно стать местом памяти не только тех, кто был расстрелян здесь, но и всех невинно убиенных, репрессированных, погибших в лагерях на территории бывшего СССР. Ибо для людей, родственники которых сидели на Соловках, в Колымлаге или в Казахстане, нереально туда съездить. А это место около Москвы смогут посетить очень многие люди со всей России и зарубежья. Поэтому Бутово могло бы стать местом памяти всех пострадавших. Тут должны стоять какие-то памятные знаки...

Какими они будут — это уже относится к углубленной разработке проекта музея памяти. Возможно, это найдет стихийную форму для воплощения. Так что мы не будем сейчас думать об окончательном виде Бутовского мемориала. Каким он будет - покажет время... Но все, что происходит здесь, не только в православных, но и, как мне кажется, в очень русских традициях...»

Впечатлениями о поездке поделился Игорь Кучменко


Возврат к списку

Все новости

Расписание Богослужений

храм Всех святых в земле Российской просиявших г. Ступино

храм Всех святых в земле Российской просиявших ( храмовое поле)

храм вмч. Пантелеимона (больничный храм)

храм Новомучеников Ступинских

Объявления

Указы правящего Архиерея

10 Января 2010

Место Памяти, Размышления и Покаяния (Паломничество на Бутовский полигон)

Если бы можно было представить себе ландшафт в некоей зримой ретроспективе, например в кино, то огромное число уголков именно нашей родины в течение последних 100 лет изменилось настолько и такое количество раз, что было бы непросто поверить в то, что это – один и тот же ландшафт.

Речь, безусловно, не идет о тех случаях, когда изменения вызваны чем-то естественным: ростом города, строительством плотины и тому подобным. Речь о том, когда и изменений-то особых не происходит, однако с течением времени ландшафт делается совершенно непохожим на себя. Сам на себя неналожимым. Прежде всего - по духу. Это, конечно, связано с драмой нашей истории, ибо тот же Соловецкий монастырь — это нечто совершенно противоположное Соловецкому лагерю особого назначения, размещавшемуся в его же стенах. Таких «перевоплощений» по стране — сотни. Нет нужды далеко ездить, чтобы в этом убедиться. Но одно место потрясло меня особенно — это Бутовский полигон километрах в семи на юг от современной Московской кольцевой дороги.

В России нет, наверное, другого места, подобного Бутову. Антиминсом русской земли называют Бутовский полигон. Земля этого места пропитана кровью мучеников и освящена их мощами. В памятные даты службы проходят на улице, а антиминсом служит эта священная земля. Здесь не только место великой трагедии России, но и место великой славы русского Православия. Здесь отверзлись врата адовы, но не смогли одолеть Церковь Христову (Мф.16.18). «Полигон в Бутове, - по словам Святейшего Патриарха Алексия II, - стал одним из символов страждущей России, нашей национальной Голгофой... Страницы следственных дел этих подвижников являют свидетельство несокрушимой веры. Ни пытки, ни угрозы, ни страх смерти не смогли заставить их отречься или похулить Церковь, не смогли отлучить их «от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим.8.39)

Побывать на этой святой земле мне посчастливилось накануне светлого Рождества Христова в составе экскурсионной группы, основу которой, по благословению благочинного церквей Ступинского округа Московской епархии священника Александра Крали, составили слушатели Богословских курсов при церкви Всех святых в земле Российской просиявших г. Ступино, сотрудники и воспитанники Центра «Армеец» и представители Ступинского районного отделения ООД «Россия православная». Символично, что паломническую поездку возглавил священник Георгий Шмарин. Это, как мне кажется, промыслительно еще и тем, что из 18 новомучеников и исповедников Ступинских, в храме которых еженедельно служит отец Георгий, 11 человек кончили свой земной путь именно здесь - на русской Голгофе.

Рядом с храмом Воскресения Христова и новомучеников и исповедников российских, рядом с огромным крестом, у подножия которого нас встретил экскурсовод этого исторического комплекса Анатолий, есть длинный зеленый забор с колючей проволокой. Кажется, что там, за забором, то ли тюрьма, то ли казарма. Возле небольших ворот табличка «Бутовский полигон». Забор бы я, проезжая мимо, заметил, ворота и табличку уже вряд ли.

За ним – большое заснеженное поле, огороженное зеленым забором с колючей проволокой. Разделенные мокрыми дорожками – широкие и очень длинные сугробы. Немного молодых деревьев. Те, что постарше – растут кучками, как бы сгрудившись вместе – почему-то только здесь, на Полигоне. Оказывается, что деревья растут только по периметру забора, а внутри несколько гектаров засыпанной снегом земли. Земля почти ровная, иногда только по ней волнами идут едва заметные холмы в несколько десятков метров длиной. Всего их несколько – прямых и изогнутых. Это могилы. Гигантские могилы, вырытые экскаватором, в которых покоятся десятки тысяч тут же расстрелянных людей. Снаружи все спокойно и умиротворенно – чистый белый снег, светлое небо. А внутри – свалены в кучу, друг на друга, без гробов, останки мужчин и женщин, отцов и матерей, братьев и сестер, дочерей и сынов. Тех, что увозили ночью навсегда из родного дома «воронки». Наш сопровождающий говорит, что эти холмы появились здесь совсем недавно.

- Мы сделали эти холмы. Надо было дать понять,— говорит он,— что здесь были расстреляны и похоронены все эти люди. Вот здесь. И здесь. И здесь.

- И здесь? — спрашиваю я и показываю себе под ноги.

- Да, - говорит он, - тут везде.

И начался страшный рассказ о человеческом беззаконии тридцатых годов, о плане по уничтожению Православия. В планах безбожных властей, строящих новое, как им казалось, атеистическое государство, значилось, что к 1 мая 1937 года «имя Бога должно быть забыто по всей территории СССР». Перепись населения тех лет показала, что 80 процентов в анкете, в графе отношения к религии написали ПРАВОСЛАВНЫЙ. Новая власть была в шоке. Колоссальная работа по уничтожению Церкви, проводившаяся с первых дней советской власти, не дала ожидаемых результатов. В 1937 году началось новое тотальное наступление на Церковь и верующих. Сталин дает распоряжение Ежову об издании Указа о врагах народа. Был составлен план, в котором конкретно указывалось, сколько и где нужно уничтожить этих врагов. И план начали усердно исполнять, и не только исполнять, но перевыполнять. Так стали появляться места страданий, не только в Бутово.

Ты идешь по дорожке, расчищенной в сугробах, и понимаешь, что то, что ты сейчас чувствуешь, и называется: земля горит под ногами. Не прикасаться к ней, не топтать ее — вот все, что сейчас от тебя требуется. Мороз по коже пробирает не только от минусовой температуры, когда ходишь над останками несметного числа подобных тебе, над населением среднего города, закопанным на относительно небольшом клочке земли. Невольно начинаешь размышлять о смысле жизни. Зачем жили на белом свете эти ученые и железнодорожники, писатели и крестьяне, солдаты и священники? О чем думали они, глядя в дуло винтовки? Об оставшихся дома родных, которые рано или поздно тоже умрут? Об открытиях и идеях, книгах и картинах, авторов которых скоро забудут?

Нам трудно представить какие страдания пришлось пережить русскому народу в период репрессий и только вера в Бога и упование на Его милосердную помощь помогала выжить в то страшное время.

«Количество жертв, расстрелянных и захороненных на территории бывшей усадьбы «Космодемьянское-Дрожжино» - объекте НКВД «Бутово» с 08 августа 1937 года по 19 октября 1938 года составило 20765 человек, и среди них около тысячи священно и церковнослужителей, казненных за Веру и Церковь Христову, - отмечает экскурсовод. - Это только те, про кого мы точно знаем, что он проходил по церковным делам. Здесь лежит один из первых русских летчиков Н.Н. Данилевский, правнук М.И. Кутузова, представители многих знаменитых русских дворянских родов, труппа одного прибалтийского театра в полном составе... Здесь люди шестидесяти национальностей, греки, японцы, немцы... эфиоп есть… Единственная вина многих из них заключалась в «неподходящей» национальности или месте рождения. Больше всего на Бутовском полигоне погребено простых крестьян, часто малограмотных или совсем неграмотных. Порой их расстреливали целыми семьями; хватали, чтобы выполнить план, из какой-нибудь одной деревни 15-18 человек. Был случай, когда здесь расстреляли мальчика двенадцати лет. Разрешалось расстреливать только с пятнадцати, и мальчику приписали в документах три лишних года. И расстреляли бабушку, которой было далеко за семьдесят, и тоже непонятно за что. («Может, она олицетворяла какое-то нравственное начало в своей деревне?!» – молча, в тот миг предположил я).

Это была машина, конвейер расстрелов. Мы должны помнить стойкость тех, кто отдал свою жизнь за веру. И ведь не только духовенство расстреливали! Сколько людей в разных областях погибло в те страшные, тяжелые годы! Забывать то время нельзя, его нужно помнить, это наша история.

После войны расстрелы на полигоне прекратились. Территорию стали использовать для захоронения умерших, либо казненных в Московских тюрьмах. В середине 50-х годов спецзону ликвидировали, места захоронения обнесли забором с колючей проволокой, а на краях полигона, где не было захоронений, силами военнопленных возвели дачный поселок для сотрудников КГБ. Территория строго охранялась. Кроме чекистов, здесь никто не бывал. Впервые ворота Бутовского полигона открылись для родственников погибших 7 июня 1993 года. Осенью того же года была установлена мемориальная плита. В 1995 году территорию Бутовского полигона передали Русской Православной Церкви.

- Как отдали?

- Это произошло чудесным образом,— пожимает Анатолий плечами. - Вот так - отдали, и все. Так бывает. Мы сами были удивлены.

Он показывает, как отдали, толкая руками от себя сырой воздух; толкает, словно избавляясь от какого-то ненужного и даже опасного груза. «Пока мы не поставили здесь крест, - говорит экскурсовод, - люди вокруг держались подальше от этого места, говорили, что здесь невозможно было простоять даже минуту, становилось плохо до невыносимости просто, ужас живых людей сковывал. А после того как поставили крест, стало все-таки не так жутко тут находиться».

«Говорят, расстрельная команда на всю Москву состояла из десяти человек,— продолжает Анатолий.— Они тут в основном и работали. В день до пятисот человек расстреливали. А потом водитель, который еще недавно был жив, рассказывал нам, что как-то привез людей для исполнения приговора, на расстрел, а во рву вся расстрельная команда лежит. Он, понимаете, увидел их всех лежащими во рву! На него это произвело сильное впечатление».

Из достоверных источников известно, что в свое время в Бутово с помощью бульдозера были вырыты два карьера, чуть позже до краев заполнившиеся водой. Многих, получивших здесь пулю в затылок, даже не забрасывали землей - просто сталкивали в новоявленные пруды. Сейчас в этих водоемах в теплое время года стоит прозрачная чистая вода.

Канонизация святых бутовских мучеников происходила и происходит постепенно. Первым к лику святых решением Архиерейского Собора 1997 года был причислен священномученик Серафим, митрополит Петроградский, возглавивший Собор бутовских новомучеников. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года были прославлены в общем сонме новомучеников и исповедников Российских еще 129 человек. Следуя постановлению Собора, комиссия по канонизации продолжила свою работу и продолжает ее по сей день. Поэтому Собор новомучеников и исповедников Российских, включающий в себя и сонм Бутовских новомучеников, постепенно пополняется новыми именами святых, в том числе и ступинскими.

К настоящему времени к лику святых причислены более трехсот новомучеников, в Бутове пострадавших. Среди них 6 архиереев, множество священнослужителей, монашествующие и миряне, верные чада Русской Православной Церкви. Такого сонма святых, почивающих в едином месте, нет более нигде на территории России.

Мы идем с ним от креста, к которому сходятся несколько линий холмов, к небольшой деревянной церкви на территории полигона, построенной в 1995-1996 годах (автор проекта – архитектор Д.А. Шаховской, чей отец расстрелян в Бутово) и освященной 11 декабря 1996 года в день памяти митрополита Серафима (Чичагова) - воина и писателя, медика и живописца, монаха и композитора. Именно благодаря тому, что здесь совершается Бескровная Жертва и произошло изменение духовной обстановки на полигоне.

«Местные жители, - продолжает свой рассказ Анатолий, - свидетельствуют о том, что это место отталкивало от себя людей. Даже мальчишки не лазили на территорию захоронений, огороженную забором, за яблоками, хотя там достаточно хороший яблоневый сад. А предпочитали лазить в сады по дачам, которые окружают территорию захоронения. Сейчас, опять же по свидетельству и местных жителей и родственников пострадавших, которые приезжают на полигон, это место действительно стало светлым, хотя и скорбным. Очень важно то, что это место стало известно всему миру. Сейчас сюда приезжают паломники не только из Москвы, и не только из России, но и из других стран. Например, приезжала родственница одного из пострадавших из Бразилии. Затем в одной из центральных бразильских газет была опубликована статья на целый разворот о Бутовском полигоне».

В память о новомучениках, исповедниках и всех безвинно пострадавших в ХХ веке и расстрелянных в Бутово и других спецобъектах НКВД, отец Георгий отслужил панихиду.

Под впечатлениями от увиденного мы возвращаемся к большому Поклонному Кресту, которой был установлен 7 августа 2007 года. Высота креста с голубцом — 12,5 м, ширина — 7,6 м, изготовлен он из сибирского кедра, сосны и кипариса в Кресторезной палате Соловецкого ставропигиального Спасо-Преображенского монастыря мастером Георгием, и перенесен в Москву в рамках Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы» крестным ходом, связавшим две Русские Голгофы - Соловецкий лагерь и Бутовский полигон. Так вакууму беспамятства и безразличия усилиями высокодуховных людей был противопоставлен яркий и узнаваемый символ. Крест, который, пройдя по местам страданий, вобрал в себя боль человеческую и силою Распятого и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа освятил нашу землю.

Рядом с Поклонным Крестом, сверкая золотыми куполами, возведен белый большой каменный шатровый пятикупольный храм Новомучеников и Исповедников Российских. Он был построен фактически за два года и освящен в мае 2007 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром. «В этом храме будут поминать Царственных страстотерпцев, новомучеников и исповедников, пострадавших за веру, - отметил в тот день Святейший. - Главный престол храма освящается в честь Воскресения Христова, потому что те, кто пострадал здесь, веровали в светлое Воскресение Христово, которым роду человеческому дарована жизнь вечная, что давало силы новомученикам совершить их подвиг».

Мы спускаемся в нижний храм в цокольном этаже. Над Царскими вратами храма находится икона Спасителя, которая принадлежала священномученику Сергию (Кедрову). Двенадцать больших икон по стенам – по числу месяцев, по числу Апостолов Христа. На каждой – святые. Это слово, «святой», ассоциируется у нас с глубокой древностью, с нетленными мощами, исцелениями и чудесами. А тут – три с лишним сотни наших святых прадедушек и прабабушек. Точно так же слышащих наши молитвы, как и древние чудотворцы, точно так же помогающих всем просящим с верой. По крупицам собираются и выставляются их вещи, иконы, молитвословы. Все делается трудами родственников святых. Настоятелем является внук священномученика Владимира (Амбарцумова) - священник Кирилл Каледа, когда-то приехавший в Бутово молодым геологом взглянуть, где похоронен его дед. В храме также расположен своеобразный музей памяти пострадавших – реликварий.

Во время раскопа 1997 года были подняты из захоронения некоторые вещи. На останках лежали кучи мусора, ботинки и другие предметы явно принадлежащие осужденным. «Часть этих вещей, - говорит Анатолий, - мы подняли из раскопа, и сейчас эти вещи выставлены в двух витринах при входе в каменный храм на первом этаже. Там размещены и фотографии расстрелянных, сохраненные бездушной канцелярской машиной. Рассказывают, что в случае отсутствия фото в документах привезенных на расстрел людей отправляли назад на Лубянку, фотографировали и везли опять сюда, на этот раз - в последний путь.

В настоящее время Бутовский полигон — это не только первый памятник истории такого рода, переданный Церкви, это единственный мемориальный комплекс памяти жертв сталинского террора, где в основу концепции положены научно описанные традиции отечественной мемориальной культуры. Это место святое и трагическое. Святое – потому что более трехсот человек, погибших там, прославлены в лике святых как новомученики и исповедники. А трагическое – потому что десятки тысяч людей нашли здесь свою смерть, и где мы вновь переживаем ужас свершившейся трагедии. Но это еще и место Памяти, Размышления и Покаяния – одно из важнейших в культурном и духовном ландшафте Подмосковья, а может быть, и всей России.

Я глубоко убежден, что Бутово должно стать местом памяти не только тех, кто был расстрелян здесь, но и всех невинно убиенных, репрессированных, погибших в лагерях на территории бывшего СССР. Ибо для людей, родственники которых сидели на Соловках, в Колымлаге или в Казахстане, нереально туда съездить. А это место около Москвы смогут посетить очень многие люди со всей России и зарубежья. Поэтому Бутово могло бы стать местом памяти всех пострадавших. Тут должны стоять какие-то памятные знаки...

Какими они будут — это уже относится к углубленной разработке проекта музея памяти. Возможно, это найдет стихийную форму для воплощения. Так что мы не будем сейчас думать об окончательном виде Бутовского мемориала. Каким он будет - покажет время... Но все, что происходит здесь, не только в православных, но и, как мне кажется, в очень русских традициях...»

Впечатлениями о поездке поделился Игорь Кучменко


Возврат к списку

Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь

Сайты приходов благочиния


Наши друзья



Полезные ссылки


Поздравления

Духовенство и миряне Ступинского благочиния сердечно поздравляют

протоиерея Владимира Безменова,



отмечающего 11 августа день рождения,

священника Геннадия Бырлэдяну,



отмечающего 14 августа 40-летие,

и желают Божией помощи в дальнейших трудах на благо Святой Церкви!

Цикл аудиобесед священника Сергия Себелева "Иная наука"


Цикл видеобесед "На перекрестке"

Форум

15.03.2017 20:19:55
Приходская библиотека
Просмотров: 10828
Ответов: 10
31.07.2016 17:50:56
Молитва по соглашению
Просмотров: 4675
Ответов: 1
10.04.2016 17:03:49
Пасхальная акция издательства "Белый город"
Просмотров: 3966
Ответов: 2
29.03.2016 11:02:33
Протоиерей Дмитрий Скуцкий
Просмотров: 8790
Ответов: 9
  
Создать новую тему.