Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
RSS
«Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей» (Притч14:30)
Здравствуйте, друзья! Мы постоянно слышим, что болезни от греха. Если бы человек не грешил, то и не болел бы. Скажите, в чем же сила греха и как он влияет на наш организм, вызывая болезни.
Вот, кстати, пример можно привести. Только что читала соседнюю тему - про биоэтику, аборты, ЭКО и т.д. И сразу же родился пример, увы, довольно ясный и довольно распространенный: женщина делает аборт(ы) и теряет своё репродуктивное назначение, итог - бесплодие. Болезнь? Болезнь. Аборт грех? Грех. Болезнь - следствие греха.
Возможно, болеем мы из-за того, что накапливается в нас, из-за всего дурного, становимся уязвимы духовно и физически. Бывает ведь, что если сделаешь кому-то плохо, а потом мучаешься, ночами не спишь; у кого-то и температура поднимается.
И Господь нас за грехи наказывает, наверное, таким образом.
Дорогие форумчане!

Как только увидела на вашем форуме появление этого раздела, очень хотелось написать (уже 17! дней прошло). Все ждала, что развернется дискуссия. Не решалась написать потому, что тем эта безгранична. Много об этом пишут и говорят и сложно выбрать главное, хочется привести сразу разные высказывания на этот счет. Но, не видя активности, решилась все-таки написать. Простите, что длинно. Может кому-то эти мысли и пригодится. Может быть кто-то что-то уяснит для себя.

В статье «О силе и немощи духа», опубликованной в журнале «Славянка» за декабрь 2009 г. http://www.slavianka.com/old/article-47.html?id=87 иерей Алексий Зайцев в беседе с журналистом затрагивает и вопрос происхождения болезней в человеческом теле, вопрос связи наших болезней с греховным состоянием человеческой души. Приведу отрывок из этой публикации:

Господь сказал: сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9). О какой немощи здесь идет речь, не о нашей ли лени, унынии, малодушии?

В православной аскетике слово «немощь» может пониматься двояко. Следует различать, во-первых, внутреннюю немощь человека, которая проявляется в пленении его души различными страстями, в том числе и унынием, и леностью, и малодушием, а во-вторых, – немощь внешнюю, которая проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях, приходящих извне, независимо от воли и желания самого человека.

Однако эти внешние немощи для простых грешных людей и для праведников, отмеченных Богом благодатными дарами, имеют принципиально различный характер. Для обычного человека телесные недуги, внешние напасти и скорби являются следствием поражения его души недугами греховными, действие которых разрушительно сказывается как на его физическом здоровье, так и на всех обстоятельствах жизни. Избавиться от этих «немощей» можно через исцеление души от заразы греха.

Праведникам же, отмеченным благодатными дарами, такие немощи посылаются Богом с той целью, чтобы Его угодники не возгордились, но всегда помнили, Чьею силою совершаются ими чудные дела; чтобы они всегда осознавали естественную немощь человеческой природы, которая может легко подвергнуться падению и утратить великие дары, лишившись Божественной благодати. Опыт духовной жизни показывает, что праведник, которому многое дано от Бога, не может сохранить ни свой дар, ни высоту жизни, если всё в его судьбе будет складываться легко и безоблачно, и если различные внешние «немощи» по Промыслу Господа не будут закалять его сердце. В этих-то «немощах» праведников и совершается сила Божия.

Все ли на самом деле так однозначно?
Очень опасно говорить. что абсолютно все болезни от греха. Можно прийти к тому, о чем пишет о. Сергий в теме "Священное Писание":

Цитата
Священник Сергий Себелев
Встретилась мне как-то книжечка одного игумена, не помню как его зовут. Он утверждает, что нет нервов, есть бесы (т.е. все утверждают, что все болезни от нервов, а он утверждает, что от бесов). Еще он говорит о том, что все люди одержимые. Болезни являются признаком одержимости. Даже пожелтевшие ногти - это тоже одержимость. http://stupinoblag.ru/forum/index.php...=15&TID=34


В связи с этим очень хочется обратиться к беседе Митрополита Антония Сурожского «О болезни». Для нашего понимания христианского отношения к болезни беседа эта важна еще и тем, что по своей светской профессии митрополит Антоний был врачом. Он, если можно так выразиться, знал и телесное и духовное устроение человека, их связь и взаимовлияние. Беседа эта есть и в DVD-формате и в mp3-формате http://www.psmb.ru/audio/propovedi/mi...ackPID=122
и в текстовом варианте: http://www.wco.ru/biblio/books/antons3/Main.htm

Для удобства и быстроты понимания обратимся к тексту:

О болезни душевной и телесной

Мне часто ставят вопрос о болезни: о болезни телесной и, особенно, о болезни душевной. Как к болезни относится Церковь? Как каждый верующий в отдельности должен относиться к своей болезни и к болезни близких ему людей?

К своей болезни, большей частью, легче относиться спокойно и мужественно, чем к болезни дорогого человека, который иногда страдает невыносимо и идет к своей смерти. Сначала я хочу сказать о нашей обыкновенной телесной болезни.

Болезнь так же, как смерть, с точки зрения православной веры является результатом отпадения человека от Бога. Бог является гармонией, Бог является жизнью, полнотой, и, поскольку мы отпадаем от Бога, мы теряем жизнеспособность. И пустота, которую жизнеспособность за собой оставляет, заполняется смертностью и возможностью болеть. Большей частью это относится к нам всем, но существует еще один момент. Может встать перед нами вопрос: ладно, мы, грешники, болеем, это результат нашего состояния оттого, что мы не полностью соединены с Богом или, во всяком случае, не полностью к Нему устремлены. Но что же сказать о святых? Почему они болеют? Почему они, вкрапленные в Божью благодать, могут болеть?

Святой несет на себе крест всея земли. Святой - это человек, который вместе со Христом несет все последствия человеческого греха. Святой может болеть, может страдать, потому что он умеет сострадать, разделять страдания и плакать над страданием, над греховностью, над отпадения от Бога всея Земли.

Когда мы говорим о болезни, мы имеем в виду болезнь таких людей, как мы сами. И что же нам с ней делать? Люди "благочестивые" часто мне говорят:

- Зачем мне идти к доктору? Я могу пойти и попросить священника помолиться или попросить, чтобы меня помазали святым маслом.

- Да, можешь. Но зачем это делать, если Бог нам дал другие средства, более доступные, более простые, не спрашивающие с тебя той целостности, той глубокой веры, которая не требует обращения к таинствам и действиям Церкви. Спросите: кто это говорит? Серафим Саровский говорит:"Лечись, потому что Бог создал и врача, и лекарства, и в Его руках твое выздоровление". И в этом он повторяет то, что мы можем прочесть в тридцать восьмой главе книги Сираха. Там говорится, что Бог, действительно, создал и врача, создал и лекарства, и дал врачу власть исцелять. В книге Сираха сказано еще одно, очень важное: прежде чем идти к врачу, в течение всего времени, которое ты будешь употреблять на то, чтобы быть исцеленным естественным образом, ищи покаяния, ищи духовного очищения. Болезнь связана, с одной стороны, со всеобщей судьбой человека, с ослаблением человека, с тем, что мы смертны и подвержены страданию и болезни, а, с другой стороны, с тем состоянием души, которое в нас качествует.

Замечательно в Священном Писании описывается судьба человека после падения: постепенно в человеческом роде водворилась смерть. Смерть вошла, но люди жили долго. Если смотреть на родословную человечества, эта долгота жизни все уменьшалась, потому что люди слабели, их связь с миром делалась глубокой, и смерть делалась все более и более властной над ними. К этому я еще вернусь, а сейчас я хочу сказать следующее.

Как только человек заболел, он должен, прежде всего, войти в внутрь себя и поставить вопрос о том, насколько он далек от Бога, какая в нем есть неправда по отношению к ближнему, по отношению к самому себе, насколько он оскверняет и уродует образ Божий, который заложен в нем. И вместе с этим он должен смиренно, не надеясь на то, что силами чудесного своего покаяния может победить телесную болезнь, идти к врачу и терпеть от него лечение.

Еще может быть более серьезный вопрос, который возникает у людей: что происходит с человеком, когда он заболевает душевной болезнью. Что такое душевная болезнь? Мы знаем, что психические состояния в значительной мере зависят от того, что происходит физиологически с точки зрения физики, химии в нашем мозгу и в нашей нервной системе. Поэтому каждый раз, когда человек заболевает психически, это нельзя приписывать злу, греху или бесу. Очень часто это бывает вызвано скорее каким-то повреждением в нервной системе, чем наваждением бесовским или результатом такого греха, который человека, оторвал от всякой связи с Богом. И тут медицина входит в свои права и может очень многое сделать.

Мне вспоминается еще один случай. Был в Париже замечательный иконописец, еще не совсем зрелый, который вдруг заболел: он начал чувствовать запах серы. Его мать и сестра решили ему не перечить в надежде, что он успокоится. Когда он говорил им, что он чувствует запах серы, они тянули носом и говорили, что это правда. По мере того, как это происходило, ему делалось все хуже. И тогда благочестивая семья обратилась к Церкви. Я помню, как этого молодого иконописца отчитывали, исповедовали, кропили святой водой, причащали, мазали маслом, а он заболевал все больше и больше. Я тогда был врачом, и ко мне обратились с вопросом: что делать. Я своим ответом очень рассердил их:

- Бросьте все это. Он болен, а не одержим. Пошлите его в больницу, чтобы к нему применили электрический шок (в то время это было единственным, что умели делать в этой области). Я помню, с каким возмущением и семья, и духовенство ко мне обратились:

- Как ты можешь? А вдруг это на самом деле одержимость, что ты обо этом знаешь?

- Простите. Но я только одно знаю, хотя это вам может показаться циничным, что электрический ток, если это одержимость, никаким образам бесу не повредит. А если это просто болезнь, то наш друг выздоровеет.

И он выздоровел через год. Но за время этой болезни случилось нечто чрезвычайно интересное. Он вступил в болезнь незрелым иконописцем, он вышел - созревшим. Его иконы стали иные, зрелые, глубокие. И мы ставили перед собой вопрос: что же это такое? Каким образом это может быть? И уже позже я нашел ответ у св. Иоанна Кронштадтского: есть души очень хрупкие, они могут быть разбиты окружающим миром. И Бог спускает между такой душой и миром пелену или безумия, или какого-то частичного отчуждения и непонимания, пока эта душа не созреет. Она может и вовсе не созреть на этой земле, но она будет созревать в тишине этого, так называемого, безумия, этой отлученности от окружающего мира и вступит в вечность зрелой, созревшей. А иногда бывает, что эта пелена снимается, как это случилось с иконописцем. И вдруг оказывается, что за этой пеленой происходит нечто ведомое только Богу и самому человеку, и во что никакая человеческая сила не должна вмешиваться.

Когда человек заболевает психически, надо помнить, что это может быть физиологическим явлением, на которое должен обратить внимание врач. С другой стороны, одновременно мы должны об этом человеке молиться, как мы молимся о всяком человеке оказавшемся в нужде, молиться всеми силами души. Мы можем применять и некоторые церковные действия: помазать человека освященным маслом и, если он на это способен, допустить его до святого причащения. Но мы должны знать, что здесь будет действовать двоякая сила: Божественная сила через таинства и Божественная сила через врача и лекарства.

Митрополит Антоний часто и много писал и говорил на эту тему.
Наиболее полно это тема отражена в его работе: "Жизнь. Болезнь. Смерть". http://www.wco.ru/biblio/books/antons3/Main.htm
Наибольшее воздействие на меня в понимании христианского отношения к болезни оказала проповедь священника Сергия Артамохина, услышанная в Свято-Никольском храме г. Орла 19 июля 2009 г.

Главная мысль, которая запала мне в душу, это слова святителя Иоанна Златоуста о пути спасения: «Есть три пути спасения. Первый путь – это вообще не грешить, но такого нет, люди не могут так, чтоб не грешить, в каждом из нас есть склонность ко греху. Второй путь: когда человек грешит, но кается. И чем глубже покаяние, тем действеннее это Таинство. Но это трудно, это сложно, это тоже Дар Божий. Есть третий путь: это путь терпеть всякие скорби и болезни безропотно». Это цитата из проповеди батюшки. Если кто сможет привести цитату из Иоанна Златоуста с указанием источника, буду благодарна.

А вот сам текст проповеди. Может быть не все в ней однозначно. Во всяком случае, не рекомендую вам читать об упоминаемой о. Сергием старице Макарии, но сам пример с ней - очень яркий и показательный. Еще я думаю, что все же были святые, которые не болели, например, многие мученики, Георгий Победоносец, мученик Трифон и многие другие... Вообще мученичество напрямую, как мне кажется не связано с болезнью. Например, страдания свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии... Возможно, в проповеди, это просто речевой оборот, небольшое преувеличение.

О болезни

Сегодня мы с вами слышали Евангелие о том, как к Господу принесли четырех человек: болящего, расслабленного парализованного , на носилках, и Господь говорит расслабленному: «Прощаются тебе твои грехи. Возьми свою постель, встань и иди». И вот из этого Евангелия мы с вами прекрасно видим то, что когда прощаются грехи, то и уходят наши болезни, то есть болезни посылаются Богом за грехи наши.

Чтобы это глубже понять и усвоить нужно вспомнить Ветхозаветную историю. Когда Адам и Ева согрешили, в них вошел грех, в них вошла болезнь и смерть. И вот этот грех, он переходит с тех пор во всех людей, во все поколения, и все люди этим заражены. Это называется «грех первородный». И вот, братья и сестры, что удивительно, избавиться от него практически нельзя. Можно бороться, конечно, но он переходит из поколения в поколение. Что делать? Как спастись?
Иоанн Златоуст говорит: есть три пути спасения. Первый путь – это вообще не грешить, но такого нет, люди не могут так, чтоб не грешить, в каждом из нас есть склонность ко греху. Второй путь: когда человек грешит, но кается. И чем глубже покаяние, тем действеннее это Таинство. Но это трудно, это сложно, это тоже Дар Божий. Есть третий путь: это путь терпеть всякие скорби и болезни безропотно. Это третий путь. И вот все люди болеют. Почти все болеют. Болел и апостол Павел. Он называл это «жалом в плоть». И вот болезнь эта его тяжкая мучила. Великий человек был. Он был вознесен до Третьего Неба, был в Раю, видел обители Рая и так болел. И просил у Господа исцеления и Господь ему сказал: «Довольно с тебя благодати Моей. Сила моя в немощи совершается».

И вот посмотрим с вами на тех святых, почитаем любой Патерик, любое житие, и мы увидим, что все святые болели, здорового не было ни одного. Ни одного не было здорового человека. Был такой Пимен Многоболезненный. Это вообще удивительная история этого человека. Он тяжко болел с детства, и родители повезли его в Киево-Печерскую лавру к Антонию и Феодосию Печерскому исцелить его от болезни, чтобы так не мучился. И они молились, чтобы господь исцелил его, а он молился, чтобы Господь его не исцелял. И вот оставили его в Лавре, постригли его в монашество, и он там жил всю свою жизнь и тяжко болел. Ходить не мог, сидеть не мог, только лежал. Сам болел, а других исцелял. И перед смертью Ангелы Божии явились ему и он выздоровел, все болезни прошли. Обошел всю братию, простился со всеми, лег и отдал душу Господу. Такие люди были. И все болели.

Был такой преподобный Варсонофий. Восемь месяцев болел так… водянка раздула его так, что братья смотрели на него с ужасом, вообще от него отворачивались. Один мизинец распух так, что его руками невозможно было обхватить, так раздуло его. А он духом не падал, не роптал и говорил: «Пусть мое тело здесь гниет, зато будет там благоухать, пусть здесь буду мучиться, зато там буду блаженствовать». Так всем говорил.

Взять Амвросия, старца Оптинского. Вы знаете, это человек, который почти в сорок лет постригли в монашество, и он сразу заболел, сразу. Думали, что он умрет вот-вот-вот, вот-вот-вот, и сразу постригли его в схиму, приготовили к смерти, а он… дожил до утра, дожил до следующего утра, еще-еще, и так прожил сорок лет. Есть не мог, пить не мог, все вырывал. Лежать не мог, сидеть не мог, читать не мог, – все болело, все ныло, человек болел и вроде умирал ежедневно, а к нему вся Россия шла за советом. И вот воистину сила Божия в немощи совершается.

Болезнь – это путы, которые сковывают человека, чтобы он от Бога далеко не отходил. И мы с вами это прекрасно все знаем. Была такая старица, Макария, жила она в наше время, в Рязанской области. В три годика у нее отказали ножки, перестали расти. И когда все детки бегали по улице, она сидела под кроватью и молилась Богу: «Господи, дай мне ножки!» Матерь Божия являлась ей, так являлась, что даже давала нянчить своего младенца. Видима была благодать Божия на ней, и она просила: «Матерь Божия, дай мне ножки, чтобы я бегала, как все детки. А Матерь Божия говорит: «Нет, нельзя тебе ножки, чтоб ты от меня не убежала». Поэтому далеко не всем полезно быть здоровыми. Здоровое тело, совершенство, оно ведет человека к гордости, а гордость – это свойство демоническое. А болезни, скорби, всякие наши Богом данные уродства, они все ведут к смирению, а смирение – это Божие качество, спасительное. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать.

И вот бывают люди, которые не могут это потерпеть, не могут потерпеть болезнь, и они ищут себе какого-то излечения. Обошли врачей. В церковь пришли: походили, посмотрели, – надо молиться. Надо трудиться, – нет, пойдем лучше деньги заплатим какой-нибудь целительнице. А что такое целительница. Это та же молитвенница, только дьяволу ее молитва направлена. Вчера одна приходит, пришла вечером, поле отпуста. «Можно, – говорит, – батюшка, поговорить?» «Ну, говори». «Я целительница. Благослови». «Милая ты моя, твое место вон там – даже не за воротами храма, а за оградой, потому что все целительницы молятся дьяволу». Она говорит: «Нет-нет-нет, я молюсь Богу». Я говорю: «Милая моя, ты сама не ведаешь того, и дорога тебе в храм только через покаяние. Не покаешься – сюда входа нет вообще».

Болезнь дает Господь для того, чтобы душа спаслась. Другого не дано. Поэтому, братья и сестры, болезнь – это палка о двух концах. Если человек достойно терпит болезнь, принимает ее, не ропщет, не жалуется, за все Бога благодарит, то это – спасение. А если человек терпеть не может, если он начинает роптать, завидовать, хулить, то это погибель. Поэтому ясно, что надо делать. Заболел человек, – есть врачи на это, Богом благословленные, походил, полечился, пришел в храм, посиповедовался, причастился, пособоровался, – болезнь не отходит, – это крест. Надо нести, ибо это так нам надо для того, чтобы спастись, потому что грешим, каяться глубоко не можем, исправиться не можем, а болезнь – это наше спасение. Поэтому нужно правильно понимать болезни, стараться терпеть, не роптать, и Господь непременно спасет нас. По слову Евангелия: «Терпением скорбей спасете души ваша». Аминь.

Продолжение следует smile;)
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)