Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1 2 След.
RSS
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Хотя и подходят к концу Рождественские праздники, но все же хочется обратиться к форумчанам с таким вопросом: есть ли место Деду Морозу на Рождественской елке?
лично я ничего плохого в этом образе не вижу. Деткам так нравится! smile:)
Смотря какому и в каком состоянии smile:D А то был такой случай-вышел Дед Мороз на сцену,а на кануне он хорошо посидел за праздничным столом,и обращается к детям " Христос Воскресе!!!" smile:) В принципе,ничего и плохого,но взрослые долго смеялись smile:)
Изменено: священник Георгий Шмарин - 14 Января 2010 00:33:14
Ибо будет время, когда
здравого учения принимать не
будут, но по своим прихотям будут
избирать себе учителей, которые
льстили бы слуху. 2Тим.4:3
Почему бы и нет. Что плохого в традиционном настоящем русском Дедушке Морозе. Главное, чтобы он не был похож на Санта Клауса, как это частенько бывает. smile:D
А как же с древним германским божеством, к которому относят корни Дедушки? smile:(
Об этом ничего не знаю.
Я ничего против деда Мороза не имею. Года два назад в храме купила детскую книжку "Добрый дедушка. Сказание о деде Морозе". Даже прослезилась, когда читала, но это нервное. smile:D
Цитата
священник Сергий Себелев пишет:
А как же с древним германским божеством, к которому относят корни Дедушки?


Батюшка, что за корни такие у Дедушки? Наш Дедушка в Великом Устюге всегда жил и живет. Или я ошибаюсь?
Цитата
Марина пишет:
Батюшка, что за корни такие у Дедушки? Наш Дедушка в Великом Устюге всегда жил и живет. Или я ошибаюсь?

А вы уверены, что именно нашего Дедушку приглашают на елку? smile:)
На самом деле есть много теорий о том, кто такой Дедушка. Одна из версий - древнее германское божество. Сам то я не против присутствия Деда Мороза на Рождественской елке. Я считаю, что это сказочный персонаж и он имеет такое же право быть на елке, как и Михал Патапыч и Зайчик Попрыгайчик. В этом нет ничего плохого и антихристианского. Просто мне интересно услышать vox populi (т.е. голос народа) smile8)
Цитата
священник Сергий Себелев пишет:Eсть ли место Деду Морозу на Рождественской елке?

Если вопрос поставлен так: ДМ и Рождество, то ответ - нет.
Другое дело, если Дед Мороз - сказочный персонаж, как Баба-яга, Кощей бессмертный... странно, почему-то не просто вспомнить положительных сказочных героев русских народных сказок (так, чтобы не люди и не животные).., то относиться к нему надо по его достоинству, не перегружать детей мистикой.
Я немного почитала о нем. В классической русской литературе первой половине ХIХ в. ни о Деде Морозе, ни о новогодней елке нет ни слова. Нет их, например, и во всем литературном наследии А.С. Пушкина и Гоголя.
Но во второй половине ХIХ в., появляются “Мороз Красный нос” Н.А. Некрасова, “Снегурочка” А.Н. Островского
"Существует предание, что культ елки на Новый год ввела в России супруга императора Николая I немецкая принцесса Александра Федоровна (императрица с 1825 г.).Она хорошо знала немецкий фольклор и, в том числе, предание об Сдане - верховном божестве северных скандинавских народов, который у континентальных древних германцев трансформировался в Вотана. Символом Одина-Вотана была вечнозеленая ель, которая воплощала идею вечности бытия бессмертного Одина." http://sir35.narod.ru/Sapunov/S_712.htm
Хотя еловыми лапами украшали дома на Руси давно.
И еще. Сказочный образ Деда Мороза мог возникнуть только в северных областях. Повсеместным распространением и "канонизацией" современного образа Деда Мороза мы обязаны удачной рекламной компании "Кока-колы" в 1930 году.
Изменено: Светлана Коровина - 21 Января 2010 22:25:04
Цитата
Светлана Коровина пишет:
Нет их, например, и во всем литературном наследии А.С. Пушкина и Гоголя.

Зато у Пушкина есть Русалочка.
У Гоголя тоже))
Это говорит о том, что даже образ русалочки был более распространенным и известным, чем Деда Мороза.
Цитата
Светлана Коровина пишет:
то относиться к нему надо по его достоинству, не перегружать детей мистикой.

Это ударил посохом, и появились подарки? Не думаю, что все это так серьезно.
Изменено: Марина - 21 Января 2010 19:08:37
Цитата
Светлана Коровина пишет:

Это говорит о том, что даже образ русалочки был более распространенным и известным, чем Деда Мороза.

Ну и что, а теперь Дед Мороз перевесил. "Дедушка" у детей всегда ассоциируется с мудростью. А Дед Мороз такой добрый, всем подарки дарит. smile:D
Изменено: Лариса - 21 Января 2010 19:13:26
Цитата
Светлана Коровина пишет:
Повсеместным распространением и "канонизацией" современного образа Деда Мороза мы обязаны удачной рекламной компании "Кока-колы" в 1930 году.

Уточню, что реклама вывела на свет не Деда Мороза, Санта Клауса. Вернее, современного Санта Клауса.

Если кому интересно, предлагаю историю Санта Клауса:


Образ белобородого старца, который зимой тайно проникает в дома и дарит подарки, имеет долгую историю. В начале ее стоит житие св. Николая, Мир Ликийских чудотворца. О нем рассказывают, что в городе Патары, где подвизался св. Николай, один некогда богатый, но совершенно разорившийся человек, в отчаянии решил было продать своих трех дочерей в публичный дом. Святитель ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. По легенде, один из мешочков попал в лежащий на полу чулок одной из девушек. Именно в память об этом тайном даре в Европе повелся обычай оставлять у изголовья чулок, куда св. Николай принесет подарки.
В житии есть и рассказы о других случаях такой же тайной благотворительности святого. В некоторых из них он подбрасывает деньги в дымоход: отсюда распространенное в Европе убеждение, что Рождественский дед проникает в дом через печную трубу (поэтому во многих странах его сопровождают веселые трубочисты).

Первоначально считалось, что святой Николай дарит подарки в канун своего праздника - в ночь на 6 декабря.

В XVI веке в результате Реформации в нескольких странах Европы культ святых вообще и культ св. Николая в частности исчез. Однако голландцы, хотя и стали протестантами, сохранили старый католический обычай: дети по-прежнему ждали, что ночью на 6 декабря к ним придет Синтерклаас (так звучит "святой Николай" по-голландски).

В начале XVII века голландцы основали в Америке колонию Новый Амстердам, которую вскоре уступили англичанам, так что Новый Амстердам стал Нью-Йорком. За несколько десятилетий обычай праздновать день св. Николая от голландцев переняли американцы. В их произношении Синтерклаас превратился в Санта-Клауса.
В те времена этот белобородый старец в длинной мантии с капюшоном или в епископской одежде был добрым, но строгим. Он одаривал тех, кто того заслужил, и наказывал неблагодарных и ленивых.
Через несколько десятилетий американцы объединили "детский" праздник св. Николая с Рождеством - праздником младенца Христа. Это было тем легче, что на Рождество тоже дарили детям подарки - от имени младенца Христа и в воспоминание о дарах волхвов. Так св. Николай стал совершать свои ночные обходы в ночь на Рождество.


Первым описал, как св. Николай путешествует от дома к дому и одаривает детей, писатель Вашингтон Ирвинг в 1809 году. В 1821 году некий пастор Клемент Кларк сочинил для своих детей рождественскую сказку, где действует симпатичный Санта-Клаус. У Кларка это тучный улыбающийся старец; епископскую митру он сменил на отороченную мехом шапку, а епископский жезл сменила волшебная палочка из сахара. Ослика, на котором как утверждала древняя традиция, разъезжал святой Николай, сменили сани, запряженные восьмеркой быстрых северных оленей.

В 1860 году Томас Наст, иллюстратор и карикатурист нью-йоркского журнала "Гарпер иллюстрейтед уикли", одел Санта-Клауса в красные одежды с широким кожаным поясом, поверх которых была наброшена белая шуба. За тридцать лет он сделал сотни рисунков, где запечатлел все основные моменты легенды о Санта-Клаусе. Именно он "поселил" Санта-Клауса на Северном полюсе: на одном из рисунков 1885 года мальчик и девочка разглядывают карту, на которой обозначен путь Рождественского деда от полюса до США.


Наконец, свой нынешний вид Санта-Клаус приобрел благодаря рекламным плакатам компании "Кока-Кола", автор которых - художник Хэддон Сендблом: это всем известный добрый пузатый старик, излучающий веселье и добродушие.

В России до октябрьского переворота рождественская обрядность не успела устояться. Как известно, обычай ставить рождественскую ель ввел Петр Великий, и в народе не прижился. Дарить на Рождество подарки тоже стали довольно поздно и только в городах: в деревнях зато долго держался обычай колядовать, всем известный по Гоголю. Елка и подарки под ней становятся устойчивой приметой праздника только к концу XIX века. Чаще всего детям говорили, что подарки им дарит младенец Христос.

Большевики, придя к власти, отменили все христианские праздники и связанные с ними традиции. Но в тридцатые годы Сталин начал демонстративно возвращать некоторые приметы уничтоженного им мира, приспосабливая их к господствующей идеологии. Так многие приметы Рождества вернулись в быт, но были решительно оторваны от прежнего контекста: зимним праздником стал Новый год.

Рождественская елка символизировала весь мир: наверху - Вифлеемская звезда, ниже - звезды-гирлянды, шарики-планеты и ангелочки, еще ниже - фигурки животных, под елкой - вертеп, изображающий пещеру, где родился младенец Христос, рядом - подарки детям от Того, Кто родился. Новогодняя елка никакого определенного значения не имела - разве что вечнозеленое дерево ассоциировалось с зимой, а звезда на верхушке - с кремлевскими звездами.
Ни младенец Христос, ни святой Николай на советском празднике появиться, конечно, не могли. Поэтому был создан образ Деда Мороза: за основу взяли европейского Санта-Клауса, придали ему некоторые черты Морозко из русской сказки, а в качестве свиты дали ему внучку Снегурочку из одноименной оперы Римского-Корсакова. Но новогоднее настроение - предвкушение добрых чудес - заимствовано у Рождества.


Американизированный образ Санта-Клауса нравится не всем европейцам. В Австрии и Германии разрастается общественное движение католиков против коммерциализации главного в католическом календаре праздника. Организаторы австрийской общественной кампании "За младенца Иисуса" предлагают заменить коммерциализованный образ старца в красном тулупе образами младенца Иисуса и "подлинного Санта-Клауса" - св. Николая. То же происходит во многих городах Германии и Чехии. "Коммерческий Санта-Клаус пусть убирается откуда пришел - в США", - призывает чешское рекламное агентство "Креатив копирайтерс клуб". - Санта-Клаус воплощает американизацию чешского Рождества. Мы хотим, чтобы символом этого праздника остался образ младенца Иисуса в яслях".
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)