25 Августа 2013
Паломническая поездка в Калужскую область
24 августа прихожане Преображенского храма с. Верзилово в сопровождении руководителя воскресной школы Суховерховой Марины Юрьевны совершили паломническую поездку по святым местам Калужской области и посетили Свято-Введенскую Оптину пустынь, Казанскую Амвросиевскую женскую пустынь, Свято-Георгиевский собор г. Калуги и Свято-Пафнутиев Боровский монастырь.
Чтобы успеть посетить запланированные святые места Калужской области паломники выехали от храма из Верзилово рано утром. По пути следования в автобусе руководитель воскресной школы Марина Юрьевна Суховерхова прочла лекцию на тему «Содержание подвига преподобных». В ходе беседы были рассмотрены истоки, пути распространения и развития монашества в Египте – «родине монашества», Палестине, Сирии, на Синае, в Европе, на Афоне и на Руси.
Более подробно был сделан рассказ о возникновения и распространения подвига преподобных на Руси. Марина Юрьевна рассказывала о житии прп. Антония Печерского (983 – 1073) – основателя подвига преподобных на Руси, который перенес с Афона в наше отечество традиции восточного монашества, о прп. Феодосии Печерском (1035 – 1074 ), устроителе Киево-Печерской Лавры, о периоде нашествия на Русь монголов в XIII веке, которое отразилось на жизни Церкви и вследствие которого монастырская жизнь на Руси замерла. Далее повествование шло о возрождение монашеского подвига в XIV веке и явлении, которое принято называть монастырскоей колонизацией, вызванным величайшим подвижником Русской земли, отцом последующего монашества, прп. Сергием Радонежским; о последователях преподобного Сергия; о возникновении и развитии среди учеников прп. Сергия двух монашеских традиций: созерцательного подвига и деятельного типа.
Особое обсуждение и интерес вызвала тема противостояния нестяжателей и стяжателей и победа в споре о монастырских владениях стяжателей. Рассмотрели позиции представителей «Северной Фиваиды», нестяжателей, прп. Кирилла Белозерского (XV в), прп. Нила Сорского (XVI в) и представителей южной ветви последователей прп. Сергия, прп. Пафнутия Боровского (1394 – 1478) и прп. Иосифа Волоцкого (1439 -1515). Поговорили о вековом периоде гонений на монашество в XVIII веке и о возрождении монашеского подвига и умного делания прп. Паисием Величковским (1722-1794), который заложил основы школы старчества. Дух возрожденного Паисием Величковским монашеского делания с особенною полнотою проявился в Оптиной пустыни. Таким образом, к приезду в Оптину был прослежен укрупнено весь путь монашества от Египта до Оптинских старцев.
Во время пребывания в Оптиной обители паломники приложились к святым мощам прп. Льва(Наголкина), прп. Макария (Иванова), прп. Иллариона (Пономарева), прп. Анатолия (Зерцалова), прп. Варсонофия (Плиханкова), прп. Анатолия (Потапова), прп. Иосифа(Литовкина), находящимся во Владимирском храме. Желающие исповедаться у оптинских монахов исповедались и причастились Святых Даров на поздней Литургии в Казанском храме.
«Поездка в Оптину пустынь – неожиданный Божий подарок из Верзилово, - делится впечатлением от поездки Дюдяева Нина Михайловна. - Благословение сего святого места дорого сердцу любого православного человека. Для меня оно дорого вдвойне, так как здесь моя малая родина, которая питает мою грешную душу и дает силы несения жизненного креста. Из Оптиной возвращаешься другим человеком, словно иночество проживающих там монахов делает иными и нас».
На территории монастыря находится четыре действующих храма. В настоящее время Введенский собор, главный храм обители, ремонтируется и для посещения доступны только три храма: Казанский, Владимирский и Преображенский. Паломники также посетили часовню на месте погребения убиенных в 1993 году оптинских братий, иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта.
Перед отъездом из Оптиной пустыни все помолились за молебном с акафистом у мощей прп. Амвросия в Казанском храме и приложились к его святым мощам.
Далее паломническая поездка продолжилась посещением Казанской Амвросиевско женской пустыни, что в деревне Шамордино. Особо поражают в Шамординском храме расшитые бисером иконы.
«Невозможно оторвать глаз, образы Божие Матери завораживают, как живые, - делится впечатлениями Пономарева Елена Юрьевна».
«Храм в Шамордино – торжественный и величественный», - добавляет свои впечатления Зиновьева Оксана.
В Шамордино паломники также псетиили могилу Марии Николаевны Толстой. А далее в автобусе Марина Юрьевна рассказала о последних днях жизни Л.Н. Толстого и его посещении Оптиной пустыни и Шамординской обители в попытке исповедаться и раскаяться в своих заблуждениях.
Следующей остановкой был Свято-Георгиевский собор г. Калуги, в котором хранится список чудотворной иконы Калужской Божией Матери. На этой иконе Богоматерь предстоит в монашеских одеждах с раскрытой книгой. Икона считается покровительницей Калуги и Калужской земли. Явление чудотворной иконы случилось в 1748 году. Празднование совершается четыре раза в год: 18(31) июля – в память избавления от холеры в 1898 году; 2(15) сентября – в память избавления Калуги от чумы в 1771 году; 12(25) октября – в память избавления Калужской земли от французов во время Отечественной войны 1812 года; и в первое воскресенье Петрова поста.
«В Калуге мощный храм, удивительнейшие старинные иконы, а рядом с чудотворной иконой Калужской Божией Матери находится очень интересная икона «Три радости». Я даже не видела раньше такую - это работница в храме сказала, что она так называется. Мало времени, я еще раз хотела бы туда вернуться», - делится впечатлениями Рогова Александра Андреевна.
Паломники посетили нижний храм, где находится Калужская икона Божией Матери и приложились к ней. А в верхнем храме к тому времени началось всенощное бдение, клирос пел «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых. Аллилуия, аллилуия,, аллилуия».
После вечерней службы паломническая поездка продолжилась в Свято-Пафнутиев Боровский монастырь. Этот монастырь был основан прп. Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истермы в реку Протву. После смерти прп. Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик прп. Иосиф Волоцкий, который вскоре по причине нежелания братии принять общежительный устав ушел в Волоколамское княжество и основал новую обитель – Иосифо-Волоколамский монастырь.
Рассказывает о посещении Свято-Пафнутиева Боровского монастыря Галина Викторовна Кривцова:
«Я впервые посетила Свято-Пафнитиев Боровский монастырь. Сразу поражают тишина, покой, необычайная торжественность, чувство предстояния перед Богом. Духовное и намоленное место. Ощущение присутствия Божия охватывает душу.»
На обратном пути паломники единодушно помолились, совместно прочли вечернее правило и с Божией помощью благополучно добрались до Верзилово к полуночи. А на следующий день в воскресенье встретились на Божественной Литургии.
Поездка получилась очень насыщенная и полезная.
Родионова Любовь Петровна,
участница паломнической поездки
Фотографии