Новости

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 28 Сентября 2011

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Торжественное Богослужение, которое состоялось 27 сентября в честь двунадесятого праздника – Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в храме Всех святых в земле Российской просиявших, возглавил настоятель храма, благочинный Ступинского церковного округа священник Евгений Ряполов. Ему сослужили клирики храма священник Георгий Шмарин и диакон Сергий Смольянинов. Облачения духовенства в этот день были фиолетового цвета, что символизирует крестные страдания Христа, на Литургии звучало песнопение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

Святой Крест, благоговейно чествующий Церковью, особенно много говорит нашему сердцу – мы в нем видим не только напоминание о давно прошедшем, но и указание для личной жизни каждого: кто хочет идти во след Христу, тот «да отвержется себе и возьмет крест свой и последует Ему».

В проповеди дня отец Евгений напомнил всем историю празднуемого события и, в частности, отметил: «Тем, кто будет с верою взирать на Крест Господень и идти с ним как с духовным оружием, Он будет помогать и защищать во все дни жизни…». br>
Во времена гонений на Церковь римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Андриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Однако через 300 лет Промыслом Божьим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Равноапостольный император Константин, содействием Божьим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение— Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершались и другие чудеса.

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Этот храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября (по ст. стилю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Тогда же и возникло чудесное, соединяющее Крест и Воскресение, песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Это было историческое, но вместе с тем и глубоко символическое соединение креста, страдания, уничижения — и воскресения, торжества и победы.

За свою историю Крест Господень, обретенный царицей Еленой и воздвигнутый ею для поклонения верующим, был разделен на частицы разного размера. В настоящее время самая большая из известных частиц хранится в Иерусалимском храме Гроба Господня. Остальные части древа Животворящего Креста можно встретить в храмах и монастырях многих христианских стран, в том числе и России.



Фотографии

Возврат к списку


Обсудить новость на форуме, создать новую тему.