29 Октября 2025
Воскресшие имена: протоиерей Александр Смирнов
В сентябре 1932 года настоятелем Знаменского храма в селе Старая Кашира (ныне город Ступино) был назначен 57-летний протоиерей Александр Смирнов. Немолодой пастырь, уроженец Владимирской губернии, за свою длительную священническую жизнь сменил немало городов и приходов. География служения отца Александра была обширна: Покровский уезд, затем Тобольская, а потом и Томская губерния, Омская епархия, далее перевод в Тифлисскую губернию, потом в Сухумскую епархию. Частые переезды священника были связаны с его педагогическими трудами: на каждом месте служения отец Александр открывал церковно-приходскую школу и вёл большую просветительскую работу. В уже советской России отец Александр совершал служение в Крыму и Донецкой губернии, в Коврове и в Москве – в храме Троицы Живоначальной на Грязех. Здесь в 1929 году он был впервые арестован и приговорён к трём годам ссылки в Северный край, отбывал наказание в селе Лешуконском Архангельской области.
После ссылки вернуться в Москву отец Александр не мог. Отныне он имел право проживать только за т.н. «101-м километром» и оказался в Старой Кашире. За два года отец Александр завоевал большое уважение у сельчан, чем была недовольна председатель старокаширского колхоза Пелагея Фролова. Она донесла на отца Александра в НКВД, обвиняя в том, что он разлагающе действует на колхозников. В проповедях о почитании церковных праздников и необходимости посещения богослужений следственные органы усмотрели призыв к разрушению колхозного строя. Вменялось в вину отцу Александру и то, что в доме у него нередко останавливались бывшие ссыльные священнослужители и миряне, которым он старался помочь в их нуждах – кого-то поддерживал материально, а кому-то помогал и с трудоустройством.
15 апреля 1935 года отца Александра арестовали. Обвинение в антисоветской агитации он категорически не признавал. Пока шло следствие, прихожане, как могли, пытались спасти своего настоятеля. В его защиту были направлены письма прокурорам района и области, но всё было тщетно. 26 августа 1935 года отец Александр был осуждён и отправлен в ссылку, из которой уже не вернулся: 7 января, в праздник Рождества Христова, он был расстрелян в лагере в Красноярском крае. Дома его возвращения ожидали супруга Евлампия Львовна и пятеро взрослых детей: за четыре месяца до кончины отца Александра, 30 августа 1937 года, на Бутовском полигоне был расстрелян его старший сын Владимир.