Новости

Прощеное воскресенье 6 Марта 2011

Прощеное воскресенье

6 марта, в воскресенье, называемое Прощеным, завершилась Сырная неделя, или Масленица, во время которой православные христиане готовились к началу Великого поста. Вечером этого дня в храме Всех святых в земле Российских просиявших была совершена вечерня с чином прощения, которую возглавил благочинный Ступинского округа священник Александр Краля. Ему сослужили клирики храма Всех святых в земле Российской просиявших протоиерей Михаил Редкин, священники Евгений Егоров, Димитрий Бороздин, Георгий Шмарин и диакон Сергий Смольянинов.

После отпуста вечерни благочинный отец Александр обратился к собравшимся со словами:

– Бог Всемогущий, Вездесущий, Триипостасный и Единый, Творец всего видимого и невидимого, Создатель человека, промышляет о каждом человеке и желает ему спастись и прийти в познание истины, то есть познать Его Самого. Вся человеческая история наполнена бесчисленными примерами свидетельства того, как Бог непрестанно заботится о человечестве вообще и о каждом человеке в частности. Весь Ветхий Завет – это период, который подготавливал человека к самому главному событию в истории – пришествию в мир Спасителя, воплощенного Бога. Чтобы спасти человека от власти греха и смерти Бог не посылает «ходатая или ангела», как поется в церковных песнопениях, а Сам уничижает себя, Сам заключает Бесконечного Себя в конечное естество человеческое. И это свидетельство безграничной любви Божией к человеку независимо от его состояния. Ведь Бог пришел, воплотился, жил, страдал и умер не ради праведников, потому что праведники не нуждались бы в этом, а ради грешников. И поэтому каждый человек дорог в глазах Божиих. И каждому человеку Он желает спасения и познания истины.

Господь Иисус Христос основал Свою Церковь. И в этой Церкви установились таинства, посредством которых дается человеку благодать Божия, необходимая ему для духовной жизни, для преодоления греха, своей самости, эгоизма, возвышения своей души и приближения к Богу. Церковь дает все необходимое для спасения человека. И печально, когда люди, верующие в Бога, отвергают Его Церковь. Такие люди лишают себя самого главного – благодати, которую нигде и никто им больше не подаст, благодати, так необходимой для духовного совершенствования.

И одно из средств, которое есть в Церкви, средств благодатных, необходимых, спасительных, – это пост. Пост – это не просто самоограничение себя на какой-то период времени. За время поста человек должен увидеть свои слабые, негативные стороны, чтобы бороться с ними, исправлять их и возвышаться над ними. Пост – это не цель, а средство. Иногда люди стремятся во что бы то ни стало удержаться в соблюдении поста в пище и при этом начинают раздражаться, гневаться, если им это не удается или кто-то им мешает это сделать, если приходят какие-то искушения, соблазны со стороны, это нарушает мирное состояние души человека. Но такой пост не имеет результата, потому что должен способствовать как раз умиротворению человека. Облегчение тела способствует облегчению души и возвышению её над всем страстным, земным. В посте должно быть все равномерно распределено – и духовная, и физическая сторона. Пост можно уподобить птице, которая имеет два крыла и поэтому может лететь. Но если одно из крыльев повреждено, птица далеко не улетит. Или еле поднимется, попытается удержаться в воздухе и рухнет обратно на землю. Так и человек, если он одной из сторон поста начинает пренебрегать, то, в конце концов, такой пост не принесет ему пользы.

Поэтому каждый должен понять для себя и запомнить, что самая главная цель поста – это очищение души от своих страстей, похотей, привычек, привязанностей к земному. А все это можно осуществить только тогда, когда к посту человек подойдет искренне, подойдет добросовестно. Когда он станет заниматься не только отбором пищи, но и отбором своих мыслей, которые проносятся в голове тысячами.

Когда человек старается внимательно к себе относиться, то неизбежно проявляются все его лучшие и худшие стороны. Он видит их, а как дальше поступить зависит от него самого. Печально, когда люди стремятся удержаться весь Великий пост, а затем наступает Пасха, разговение и все пропадает. Такой пост абсолютно бесполезен. А человеку необходимо стремиться к тому, чтобы этот пост имел действие на протяжении всей его жизни, чтобы те плоды, которые он принесет, были удержаны, развиты всей его жизнью. Если во время поста мы сможем хотя бы одну свою привычку, страсть победить, стать выше её, значит, такой пост для нас не прошел зря.

Каждое важное дело необходимо начинать как бы с чистого листа. И вот в преддверии поста Церковь призывает всех христиан к взаимному прощению. В сегодняшнем евангельском чтении на воскресной литургии мы слышали слова Господа о том, что если мы не будем прощать людям согрешения их, то и нам Отец наш Небесный не простит согрешений наших. А если мы будем прощать им согрешения их, то и нам простит Отец Небесный согрешения наши. И еще в Евангелии сказано, что если ты принес дар твой к жертвеннику и вспомнил, что твой брат что-то имеет против тебя, то не приноси жертву, пойди скорее примирись с братом твоим, а затем возвращайся и приноси жертву. Так же можно сказать и в преддверии поста, что если мы собираемся вступить на это поприще, то мы должны, прежде всего, посмотреть и задуматься, не обидели ли мы кого-то словом или делом, не нанесли ли кому-то раны.

Как говорил один человек, просит прощения не тот человек, который виноват, а который дорожит отношениями. Вот и мы, если мы дорожим отношениями с Богом и другими людьми, то независимо от того, мы виноваты или другой человек виноват, надо сделать этот первый шаг навстречу, протянуть ему руку, а уж примет он её или отвергнет – это вопрос уже второстепенный. Главное, чтобы движение наше было искренним, сердечным, нелицемерным и чтобы мы первыми протянули эту руку прощения. Мы должны идти навстречу друг другу, прощать проступки и грехи, которые люди совершают по отношению лично к нам. И стараться каждый час своего времени использовать во благо своей души, во спасение её, для приближения к Богу.

Сегодня, в последний день перед Великим постом в Церкви принято просить друг у друга прощения. Но это не просто традиция, предание, а это должно быть искреннее движение души. И если мы просим прощения друг у друга, то давайте будем просить его искренне и с сердечностью. Легко просить прощения у человека, если он ничего против нас не совершил, и тяжело, если он совершил или мы совершили что-то против него. Но здесь и подвиг больше, и награда больше и плоды больше.

После этих слов отец Благочинный испросил прощения у всех священников и прихожан за все возможные совершенные им прегрешения и нанесенные обиды, которые он сделал ненамеренно, а также за все то, что должен был сделать и не сделал. Затем священники стали примиряться друг с другом, а миряне по очереди подходить к ним под благословение со словами: «Простите меня, грешного» и получая прощение в ответ: «Бог простит, и меня простите». Потом прихожане также испрашивали прощение друг у друга, поздравляли с началом Великого поста, желая провести его с пользой для души и подготовиться к встрече Светлого Христова Воскресения.

Фотографии


Возврат к списку


Обсудить новость на форуме, создать новую тему.