Новости

12 Декабря 2022

Паломничество ступинцев под покровом иконы Божией Матери «Знамение»

10 декабря 2022 года, в престольный праздник иконы Божией Матери «Знамение», прихожане храма во имя иконы Божией Матери «Державная» г. Ступино совершили паломническую поездку в село Дубровицы.

В Дубродицах, недалеко от города Подольск, где на высоком берегу в месте слияния рек Десна и Пахра расположен совершенно непривычный для православной архитектуры храм. «…Ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!», - так отозвался о нем историк искусства, поэт, и организатор художественных выставок Сергей Константинович Маковский.

Благодаря раннему отъезду, мы успели на праздничное Богослужение, которое возглавил управляющий Подольской и Люберецкой епархией архиепископ Аксий. Прекрасным дополнением стало музыкальное сопровождение мужского хора.

По окончанию Литургии ступинские паломники имели возможность помолиться у чудотворной иконы «Знамение», старинных, редкой иконографии и особого письма икон Успения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, блаженной Ксении Петербургской и других. Наше восприятие увиденного было дополнено рассказом экскурсовода собора, что позволило узнать его историю увидеть скульптурный ансамбль через призму Священной истории, событий жизни и страданий Господа нашего Иисуса Христа во всем его великолепии.

Основателем храма и прилегающей к нему усадьбы был воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. По неизвестной причине, князь в 1689 году оказался в опале и уехал в своё подмосковное имение. Там он сразу начал активное строительство.Заложена церковь была в 1690 году, строительство продолжалось до 1699 года.Есть версия, по которой он выписал мастеров для строительства храма из Италии. Этим можно объяснить такую необычную архитектуру, не свойственную для православных храмов. Тут нет классических форм и традиционных округлых куполов, вместо них храм венчает корона.

Выполнен храм в стиле «голицынского барокко» из местного белого камня, украшен множеством скульптур, как снаружи, так и внутри. Ажурной барочной резьбой покрыто почти половина поверхности храма – более крупного внизу и мелкого, затейливого – в верхней части. Уникальным для русской традиции являются и скульптурные композиции, украшающие внутреннее пространство Знаменской церкви,характерные скорее для западноевропейской культуры. И только православные иконы напоминают нам о том, что мы не где-нибудь в Чехии или Германии, а в России.

Пишут, что действующий тогда патриарх Адриан отказался освящать храм из-за его сходства с католическими соборами, он был ярым противником католичества. И только после его смерти храм освятили. Было это в 1704 году, на церемонии присутствовал сам Пётр I, что уже было событием, ведь в то время он уже редко бывал в Москве и Подмосковье. Известно, что торжества продолжались целую неделю.

Сегодня храм нуждается в долговременной и очень затратной реставрации особенно снаружи. Иначе он может погибнуть, уж слишком много разрушений и очевидных поруганий ему досталось, много отбитых частей у скульптур со времен богоборческих.

За церковью находится смотровая площадка - возвышенность в виде кургана, построенная ещё при Борисе Алексеевиче Голицыне. После войны 1812 года и вплоть до 1930 на ней служили панихиды по погибшим в войне с Наполеоном.

Усадебный дом остаётся в тени своей удивительной соседки - церкви Знамения Богородицы. А ведь истории этих двух, абсолютно разных сооружений, очень тесно переплетены. Более того, судьбы владельцев имения, каждого из них и всех вместе, захватывают головокружительными поворотами и интригуют волнующими тайнами. Эти истории могли бы стать основой не одного увлекательного романа или фильма.

Во времена советской власти в усадьбе сначала был музей, правда совсем не долго, вскоре оттуда вывезли все произведения искусства и предметы интерьера. Там был организован детский дом, затем аграрный техникум, и уже в 1961 году там разместился Всероссийский НИИ животноводства. Он находится в здании и сейчас. Поэтому для посещения оно закрыто.

К сожалению, зимний пейзаж не мог в полном объеме раскрыть все грани великолепия территории Дубровицы, поэтому единогласно все решили приехать сюда летом. А пока наш путь лежал в не менее красивое и благодатное место - в Серафимо-Знаменский скит, расположенный на берегу реки Рожайки, у села Битягово, в 6 км к югу от города Домодедово.

По ходу движения Евгения Филипповна Любезнова, основатель и бессменный директор воскресной школы имени царевича Алексия Николаевича при нашем храме, поведала историю древней русской иконы Знамения, явившую свое заступничество в далеком 1170 году, когда Царица Небесная благоволила к защитникам Великого Новгорода по их трехдневным молитвам победу над объединенным войском, возглавляемым сыном князя Андрея Боголюбского Мстиславом.

«Сегодня эта чудотворная икона и сейчас пребывает в Софийском соборе Новгорода, но тысячи списков с нее разошлись по всей Руси, некоторые из них также стали чудотворными. Вот икона в Дубровицах местными жителями также считается чудотворною, люди получают просимое, зафиксированы случаи исцелений от болезней.

Икона «Знамение» была родовой иконой Романовых, ее очень любила вся царская семья последнего царя Николая II. Накануне отъезда в ссылку как раз в день рождения наследника эту икону в последний раз принесли из Знаменского храма Царского Села во Дворец, потому что семья находилась под арестом, не могла посетить храм с любимой иконой, и Наследник был болен… Так и получилось, что святые страстотерпцы царственные мученики смогли помолиться у своей родовой иконы и попросить благословения на неведомый и страшный путь, который им предстоял…

Широко прославилась также икона «Знамение Понетаевская», ее история связана с преподобным Серафимом Саровским, точнее, с сестрами, которые окормлялись батюшкой в его женскихобщинках в Дивееве. Именно к такому образу – Серафимо-Понетаевскому в Серафимо-Знаменском скиту мы и направляемся».

Скит, точнее монастырь, был основан в 1912 году игуменьей Ювеналией, в миру княжной Тамарой Александровной Марджановой. Она приняла постриг в Бодбийском монастыре, где в IV веке скончалась и была погребена святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Еще задолго до пострига Тамара встретилась со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Прозорливый старец, возложив на молодую послушницу три креста, произнес: «Вот какая у меня игумения - посмотрите на нее». Впоследствии она действительно была настоятельницей трех монастырей, и «третьим крестом» стал для нее Серафимо-Знаменский скит, в создании которого матушка Ювеналия (в схиме – Фамарь) приняла самое деятельное участие.

Закладка монастыря состоялась 27 июля 1910 года, а к сентябрю 1912 года возведение скита было закончено. Близкое участие в работах приняла Великая княгиня Елизавета Федоровна. 23 сентября 1912года обитель была освящена митрополитом Владимиром (Богоявленским), будущим священномучеником, сказавшим тогда проникновенные слова: «Я считаю себя счастливейшим из людей, потому что Господь привел меня освятить чудный храм и побывать в уголке, напоминающем земной рай. Храм ваш к Богу зовет…»

Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). В эпоху гонений на веру и Церковь, по благословению Патриарха Тихона, Владыка Арсений со своим духовным другом архимандритом Серафимом (Звездинским), будущим священномучеником Дмитровским, безвыездно жили в скиту в полузатворе с июля 1918 по 1919 годы.

Все скитские постройки и церковь расположились на невысоком холме посреди векового бора - огромные сосны растут буквально в нескольких метрах от стен. Ограда скита представляет собой квадрат со стороной в 33 сажени - в память 33 лет земной жизни Спасителя. В центре стоит храм в честь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима Саровского с усыпальницей и престолом во имя равноапостольной Нины. С наружной стороны храма находится двадцать четыре уступа (кокошника) в честь двадцати четырех апокалиптических старцев. Храм увенчан одной главой, знаменующей Господа Иисуса Христа.

В ограде расположены 12 небольших домиков-келий - по числу 12 апостолов, каждый имеет соответствующее название: Андреевский, Иоанно-Богословский и так далее. В скиту могли жить только 33 сестры - по числу лет земной жизни Господа. Над святыми вратами размещалась звонница, а с левой стороны была калитка, от которой начиналась тропинка, ведущая к курганные захоронения вятичей, возле одного из которых было поставлено выполненное на цинке изображение преподобного Серафима с котомкой за плечами. Открывшему калитку казалось, что сам преподобный идет к нему навстречу.

Неподалеку от скита находился хозяйственный двор, где жили послушницы. Они обеспечивали всем необходимым монахинь, главным делом которых была молитва. Жители окрестных деревень и по сей день называют лес «монашеским», сохраняя добрую память о трудах послушниц.

Скит действовал только 12 лет, но при этом сыграл заметную роль в истории русского женского монашества, и был закрыт в 1924 году. Сестры жили тремя общинами: в Аносиной Борисоглебской пустыни, в Серпухове, в Марфо - Мариинской обители, впоследствии переехали в Перхушково с матушкой Фамарью.

В 1931 матушку Фамарь с двумя сестрами арестовали. Когда следствие было закончено, схиигумению Фамарь выслали на пятилетний срок в глухую сибирскую деревню Усть-Уду на Ангаре, за двести верст от Иркутска. Благодаря хлопотам брата - режиссера Константина - в 1934 году матушка Фамарь вернулась. После перенесенной ссылки матушка была уже очень больна: туберкулез постепенно уносил ее силы.Несмотря на физическую немощь, духовное величие и красота духа матушки оставались неизменными и, наоборот, с годами набирали силу.

Скончалась матушка 23 июня 1936 года среди близких людей и была похоронена на Введенском (бывшем Немецком) кладбище в Москве. Отпевал ее тайно прибывший Владыка Арсений. На месте ее упокоения поставили простой белый деревянный крест с двумя иконами - Божией Матери «Знамение» и преподобного Серафима Саровского. На нижней перекладине креста, по благословению владыки Арсения, сделана надпись: «Веруяй в Мя имать живот вечный».

22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви принял решение о канонизации схиигумении Фамари а в 2017 году и Русской Православной Церковью в лике преподобноисповедниц. Сегодня мощи первой настоятельницы пребывают в скиту.

Через 73 года после закрытия, в январе 1997 года, в Серафимо-Знаменском скиту была создана православная община. В день празднования прославления святой равноапостольной Нины 27 января 2000 года в скиту вновь появились насельницы, возглавляемые матушкой Иннокентией (Поповой). А уже 15 марта Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о возобновлении монашеской жизни в монастыре.

Многих из нас поразил иконостас нижней церкви, вырезанный из белого камня и легендарный для этого скита крест из виноградной лозы, изготовленный уже в наше время. Монахиня сказала, что нижняя церковь получилась как кусочек Грузии.

По окончанию нашего пребывания в скиту мы все приложились к образу Божией Матери «Покрывающая». На этой иконе, по описанию епископа Арсения (Жадановского) «Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда - эмблему Святого Причащения, при котором не страшны никакие невзгоды...» Этот образ матушка Фамарь считала хранителем и покровителем скита и его насельниц.

Находится обитель практически посреди леса. Все приезжающие отмечают удивительную тишину и спокойствие этого места. Такого спокойствия сегодня трудно найти в нашей суетной жизни, но здесь оно есть. При этом нельзя сказать, что скит находится где-то в глуши: до трассы М-4 Дон здесь не более 2 км, да и от аэропорта Домодедово обитель отделяет всего 9–10 км.

За несколько дней до ухода из жизни основательницы и первой настоятельницы скита художник Павел Корин закончил портрет «Схиигуменья Фамарь», ставший впоследствии одной из величайших его работ. Ему удалось увидеть и передать сокровенную красоту духа подвижницы. Именно этот портрет, наряду с двадцатью восемью другими, вдохновил художника на создание грандиозного по замыслу и размерам полотна «Русь уходящая», которое он так и не успел дописать. Но сам Павел Корин никогда не верил в окончательный уход Святой Руси, в исчезновение православной духовности. Он страстно верил: «Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории этого великого народа».

И словно в подтверждение его слов, Серафимо-Знаменский скит снова вот уже почти 23 года используется по истинному своему назначению. Так же, как когда-то давно, здесь ежедневно проходят службы, живут, работают и молятся сестры. Все так же неподалеку бежит быстрая река и шумит на ветру сосновый бор...

Для нашего прихода во имя Державной иконы Божией Матери день 10 декабря 2022 года особенно дорог: он тесно связан с историей общины. Именно в этот день в 2000 году состоялся первый молебен на месте, где сейчас стоит наш храм. Тогда, 10 декабря, с чина освящения Креста на месте будущего храма началась подготовка к строительству Державной церкви, которая и начала свое литургическое служение в 2006 году.

Своими впечатлениями о поездке поделилась Раба Божия Татьяна В.



Фотографии: Паломничество ступинцев под покровом иконы Божией Матери «Знамение»

Возврат к списку


Обсудить новость на форуме, создать новую тему.