- Жизнь благочиния
- Просветительский центр
- Образование
Современная каменная церковь была построена тщанием местной помещицы Натальи Александровны Ольцевой в 1780 году. В храме было устроено два алтаря: центральный - в честь Казанской иконы Богоматери и боковой, – в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. До этого в селе существовала деревянная церковь в честь Рождества Богородицы, построенная в XVII веке.
Приход Казанской церкви представлял собой село Кишкино и деревни Кошелевка и Каменка.
Село Кишкино в XIX веке было местом проведения ярмарок. В основном они приурочивались ко дню празднования престольного праздника – Казанской иконы Божьей Матери. Церковь имела на своей земле 12 каменных лавок, которые сдавались в аренду во время проведения ярмарок. Доход от лавок, в размере примерно 150 рублей (в 1850-х годах) поступал в доход причту местной церкви.
Приход был один из самых бедных в Серпуховском уезде. Одно время причту даже выделялось единовременное вспомоществование (пособие). Так, в 1884 году было выделено 240 рублей. С 1893 года причту Казанской церкви стали выплачивать жалование. В конце XIX века положение причта несколько улучшилось, если в клировой ведомости за 1870 год было написано, что содержание «по бедности прихожан, так, равно и от неудобства земли весьма скудное», то в клировой ведомости за 1898 год содержание указывается как недостаточное. К этому времени причт стал получать проценты по билетам от вкладов на поминовение. Так московский купец Лука Беляев сделал три вклада по 100 рублей, псаломщик села Хатуни Василий Вознесенский положил 100 рублей, крестьянка села Хатуни Анна Каштанова положила 200 рублей, крестьянка деревни Астафьево Серафима Прозорова положила 100 рублей, и крестьянкой деревни Торбеево Марией Белкиной было положено 100 рублей. Всего проценты от вкладов составляли 32 рубля в год.
Главной святыней Казанской церкви была Чудотворная Казанская икона Богородицы. В 1871 году в селе Хатунь, и окрестных селеньях разразилась эпидемия холеры, унесшая множество жизней. Священник и жители Хатуни обратились с просьбой к причту села Кишкино, чтобы они крестным ходом пришли к ним с чтимым Образом Казанской иконы. Кишкинский причт не отказал в просьбе. Икону принесли в Хатунь, и предстательством Богородицы эпидемия прекратилась. В память этого события ежегодно, начиная с 1 августа, стал совершаться крестных ход из села Кишкино в село Хатунь. Продолжался он течении двух месяцев и проходил через нескольких населенных пунктов, где икона останавливалась, служились службы, акафисты, а местные жители просили занести икону в их жилище. Маршрут крестного хода был таков: из села Кишкино, через деревни Привалово и Сидорово в село Кузьмино, где икона останавливалась в церкви свв. Космы и Дамиана. Затем через деревню Разиньково икона направлялась в село Ивановское и останавливалась в Иоанно-Предтеченской церкви, далее через деревню Торбеево икона достигала села Хатунь, где поставлялась на поклонении в местной Воскресенской церкви. После Хатуни икону приносили также в соседнее село Починки, где поклонение святыни совершалось в Михаило-Архангельской церкви.
Как было сказано выше, приход Казанской церкви находился на отдалении от всех значимых центров и по своему содержанию был весьма беден. По этой причине в церкви несколько десятилетий не производился ремонт, в результате чего внутреннее убранство храма стало постепенно приходить в ветхость. В 1882 году настоятелем церкви стал священник Андрей Сахаров. Новорукоположенный батюшка, придя в приход из центрального волостного храма, ужаснулся убогостью внутреннего убранства, и поставил себе задачей провести ремонт в церкви. Для этого он связался с разбогатевшим крестьянином, перешедшим в купеческое сословие, уроженцем села Кишкино Михаилом Егоровичем Беляевым. Купец сердечно откликнулся на просьбу священника и принял на себя задачу по благоукрашению внутреннего убранства церкви. 1 ноября 1885 года он обратился с прошением на имя Преосвященного Мисаила, епископа Дмитровского, в котором просил благословение на то, чтобы «исправить на свое иждивение в бедном сельском храме следующее: а) устроить новый Святой Престол с новой позолоченной сенью над ним в четыре столпа. б) Поставить вместо прежнего – ветхого иконостаса, новый весь сплошной золоченый, в четыре яруса по плану архитектора Певницкого. в) Вызолотить четыре местные серебряные иконы. г) Провести кругом иконостаса новую вызолоченную медную решетку. д) Возобновить всю стенную роспись как в настоящем, так и в трапезном теплом храме. е) Устроить новый мраморный пол во всем храме». Преосвященный Мисаил дал архипастырское благословение, после чего закипела работа. Весь предполагаемый ремонт был выполнен к 6 августу 1886 года. Кроме того, в храме были установлены две иконы в золотых киотах высотой в четыре аршина с изображением Спасителя со святителем Николаем Чудотворцем и благоверного князя Александра Невского. Эти иконы были пожертвованы местным крестьянином Иваном Ефимовым, которые обошлись ему в 500 рублей. Со стороны Михаила Беляева были также пожертвованы священнические сосуды, подсвечники, две серебряные лампады, бархатное облачение на престол и жертвенник, и священническое облачение. Всего Михаил Беляев потратил на ремонт и благоукрашение Казанской церкви 11000 рублей, что по тем временам была огромная сумма.
В виду того, что престол в церкви был заменен, то Епархиальное начальство благословило совершить новое полное освящение храма. Торжественное событие было определено на 16 августа 1886 года в день Нерукотворного Образа Спасителя. Накануне, 15 августа было отслужено торжественное всенощное бдение, а в сам день торжества вначале была отслужена ранняя литургия в приделе апостола Иоанна Богослова тремя священниками. После этого - поздняя литургия в центральном алтаре с чином освящения престола и храма. Совершал богослужение местный благочинный священник Иоанн Соболев в сослужении пяти священников.
Богослужение совершалось при массовом стечении народа, прибывших аж за 10 верст. В конце литургии священником Андреем Сахаровым было произнесено торжественное слово, по окончанию которого крестьяне – прихожане церкви преподнесли благотворителю Михаилу Беляеву в знак благодарности икону Казанской Божией Матери. Кроме трудов по благоукрашению внутреннего убранства храма благотворитель покрыл новым железом крышу церкви и отремонтировал ограду, кроме того, построил на свои средства дом для священника (дом этот сохранился доныне) и новое здание для церковно-приходской школы.
В 1901 г. храм, ограда и церковный дом были окрашены масленой краской. Было также заменено паникадило, старое было продано на лом, и приобретено новое за 400 руб.
В приходе Казанской церкви существовали две школы. Церковно-приходская в Кишкино, учрежденная в 1889 г., она была пристроена к дому священника и земская школа в Кошелевке, учрежденная в 1914 году.
В 1907 году церковь посетил епископ Трифон (Туркестанов).
Рядом с Казанской церковью находится барская усадьба. Судя по архитектуре, она была построена в одно время с храмов. Возможно храмостроительницей Ольцевой. В XIX веке усадьбой владели помещики Кавецкие. В 1912 г. имение приобрел крестьянин села Хонятино Иван Иудович Муханин. Отец его в свое время был крепостным у Кавецких. Иван Иудович был человеком очень деятельным, он много сделал для Георгиевской церкви в Хонятино и не мог стоять в стороне от церковной жизни. В 1912 г. он был избран на должность старосты Казанской церкви. В том же году тщанием старосты в храме был сделан ремонт. Была восстановлена позолота на иконостасе, живопись на стенах, снаружи церковь была окрашена масленой краской. Важным событием истории храма было устройство водяного отопления во всей церкви. «Теплый храм очень тесный и вмещает около 100 человек, писал причт в Московскую консисторию, но в воскресные и праздничные дни собирается вдвое или втрое больше прихожан, настоящая же церковь (имеется ввиду летний, центральный придел – авт.) не имеет никакой печи, позолота иконостаса потемнела, а также и живопись в некоторых местах совершенно испортилась вследствие отпадения штукатурки». Кроме того, летний храм был утеплен – изготовлены и установлены 16 новых двойных оконных рам.
Своих средств Муханин потратил около 2500 рублей. Также были истрачены 2000 рублей церковных денег.
Храм действовал до 1949 года. Начиная с 1947 года, последний настоятель церкви, по причине болезней перестал служить в церкви, и через некоторое время умер. Одно время верующие приглашали послужить знакомых священников, но когда уже стало понятно, что настоятеля в Казанском храме не будет, в 1949 году все ценное имущество церкви перевезли в действующую тогда Казанскую церковь села Киясово, т.к. верующие опасались за его сохранность. По причине отсутствия настоятеля храм стал постепенно разворовываться. Официально храм никто не закрывал, причиной закрытия было отсутствие настоятеля. В 1950-е годы церковь перешла в ведение местного колхоза. В 1970-1980-х годах здание принадлежало пионерскому лагерю, который был организован в бывшей усадьбе Кавецких.
Возрождение церковной жизни прихода началось в середине 1990-х. В настоящее время храм восстанавливается. Обновлены и отреставрированы кресты и купола храма. Устроена крыша, покрытая оцинкованным железом. Установлены двери и окна. Отштукатурен и отшпаклеван придел в честь апостола Иоанна Богослова.
С 2011 года храм принадлежит Малинскому благочинию.